Ботик "Святой Николай", найденный Петром в Измайлово встал на вечный прикол в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге в 1722 году. Так еще при жизни Петра было решено увековечить память родоначальника Русского флота.
С тех пор московский "Дедушка русского флота" всего несколько раз покидал место своей стоянки. До Октябрьской революции он несколько раз учавствовал в морских смотрах и парадах, в годы Великой Отечественной войны был в эвакуации. А в 1872-м совершил путешествие из Петербурга в Москву и обратно.
История ботика из Измайлово
Впервые история находки ботика в Измайлове в 1688 году стала известной только в 1720 году, когда Петр I сам рассказал об этом событии в предисловии к Морскому уставу.
Из текста записки видно, что ботик был починен голландцем Карштеном Брандтом, который, как пишет Петр I, "был призван при отце моем в кампании морских людей для делания морских судов на Каспийском море".
В 1872 году на Политехнической выставке планировалась встреча двух исторических судов - измайловского ботика "Святой Николай" и переславского ботика "Фортуна". Но "Фортуне" попасть в Москву было не суждено.
...Рассмотрев предложение владимирского дворянства о показе ботика "Фортуна" на Политехнической выставке, правительство одобрило эту инициативу и дало соответствующее разрешение. Однако посланный в Переславль-Залесский представитель Морского отдела Политехнической выставки штабс-капитан А. К. Боярский нашел ботик "настолько ветхим", что не представлялось никакой возможности перевоза его в Москву. Об этом был на месте составлен акт, при этом было отмечено, что "перенесение ботика на выставку может повлечь за собой окончательное его разрушение".
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОТПРАВКА
Длинный праздничный ряд судов расставлен по Неве. Здание Сената, Адмиралтейство, а также здания на противоположном берегу на Васильевском острове украшены флагами.
В 12 часов дня раздался артиллерийский выстрел, и от Адмиралтейства на паровом катере члены Адмиралтейств-Совета отправились в Петропавловскую крепость.
В Центральном государственном архиве ВМФ СССР сохранился любопытный документ - рапорт Адмиралтейств-Совета Александру II о том, как от коменданта Петропавловской крепости генерала Корсакова был принят "ботик Петра Великого для торжественного перевоза его в здание Политехнической выставки в Москве". По этому случаю и коменданту крепости была выдана и соответствующая расписка с подписями членов Адмиралтейств-Совета.
В 12 часов 30 минут ботик вынесли из крепости и поставили на баржу. Торжественная процессия направилась вниз по Неве к пристани, устроенной против памятника Петру I на Петропавловской площади (ныне пл. Декабристов). На середине Невы на ботике подняли штандарт, раздался салют с крепости и военных судов, стоявших на Неве, в ответ ботик салютовал тремя выстрелами.
На Петровской площади были выставлены части сухопутных войск, морских экипажей и морского училища. Здесь же находились представители городской власти и депутаты от комитета Политехнической выставки, в числе которых были профессора русской истории Сергей Михайлович Соловьев и Нил Александрович Попов.
После молебствия была провозглашена вечная память Петру I и произведен салют в 101 выстрел. Затем процессия направилась вниз по реке до Горного института, подошла к Черной речке (ныне Екатерингофский канал), а затем по ней до так называемой Путиловской пристани.
От пристани матросы Гвардейского экипажа пронесли ботик через эллинг к платформе, обшитой красным сукном и стоящей на железнодорожной ветке. Сам эллинг внутри был украшен цветами и зеленью, здесь же размещалась портретная галерея сподвижников Петра I. На правой стороне эллинга был установлен бюст Петра I.
Ботик торжественно передали капитану I ранга А. Б. Асланбекову, члену выставочного комитета, участнику Севастопольской обороны, и установили на железнодорожной платформе.
У "обновленного, расцвеченного и позолоченного "Дедушки русского флота",- писал газетный хроникер, - стояли на часах два юных депутата морского училища, гренадер золотой роты в меховой шапке и два солдата в одежде петровских солдат".
Наконец платформу с ботиком присоединили к паровозу, который "при кликах тысяч рабочих завода Путилова и присутствующей публики,- писал обозреватель "Кронштадтского вестника",- отправился на Петербургскую станцию Московской железной дороги". В тот же день платформа с ботиком специальным поездом была отправлена в Москву.
Не менее торжественно был встречен ботик в Москве, куда он прибыл 29 мая в 11 часов 45 минут вечера на Курский вокзал. При появлении поезда зажглись бенгальские огни, почетные караулы отдали честь, а военный оркестр заиграл Преображенский марш.
Утром платформа с ботиком тронулась к Москве-реке, ее везли по конно-железному пути 40 человек рабочих, одетых в синие и белые рубахи - цвета русского военно-морского флага. У спуска к реке матросы сняли ботик с платформы, на руках отнесли на пристань и спустили на воду. В этот момент раздался артиллерийский салют в 31 выстрел.На ботике был поднят на мачте штандарт, на носу - гюйс, а на корме - военно-морской флаг.
Ко времени прибытия ботика к Морскому павильону, расположенному на набережной реки Москвы у стен Кремля, собралось более 100 тысяч человек.
Наконец показался небольшой вельбот, а за ним на буксире следовал ботик, сопровождаемый вереницей судов.
Под звуки Преображенского марша ботик подняли по специально устроенному спуску, внесли и установили в центре павильона Морского отдела. Торжественность момента подчеркнул новый артиллерийский салют.
Так ботик, найденный Петром I в Измайлове, через 150 лет вновь оказался в Москве и стал самым популярным экспонатом не только Морского отдела, но и всей Политехнической выставки 1872 года.
Сей ботик дал Петру в моря ступить охоту.
Сей ботик есть отец всему российску флоту...
А.П. Сумароков "К Ботику"
ВТОРОЙ РАЗ В КРЕМЛЕ
В 1872 году ботик "Святой Николай" оказался в Кремле не впервые. В прежние времена от пылился тут много лет под навесом, а затем, после новой встречи с Петром, был снова отмыт, починен, покрашен и вознесён на пьедестал.
До 1701 года он оставался в Измайлове, а затем был перевезен в Московский Кремль, где простоял под навесом почти забытым.
Однако дальнейшая судьба этого ботика оказалась неразрывно связанной с историей русского флота. Петр I, празднуя в январе 1722 года в Москве подписание Ништадтского мирного договора, вспомнил и о своей находке в молодости. Царь решил воздать воинские почести ботику: он был поставлен на постамент-тумбу, разрисованную местным живописцем И. П. Зарудным.
На стороне тумбы, соответствующей корме, было нарисовано море, а над ним надпись: "Децкая утеха", а со стороны носа, также над морем, надпись: "Принесла мужески триумф".
На одной стороне тумбы были изображены Ноев ковчег и над ним радуга, соединяющая два укрепленные приморские города. К ковчегу летит голубь с ветвью, и над ним надпись: "Сей вожделенный вестник". Глубоко символичны эти изображения.
Так, два укрепленных города - это Петербург и Стокгольм, а радуга означала подписание Ништадтского мира. Изображение Ноева ковчега говорило современникам об окончании Северной войны - ее "потопе". На другой стороне были нарисованы корабль, идущий под парусами, и галера с веслами, а над ними надпись: "От бога сим токмо получен".
Поставленный на тумбу ботик был выставлен на обозрение в центре Кремля. Перед ботиком проходили воинские соединения и праздничная процессия.
Не менее 60 судов, сделанных из досок, были поставлены на полозья, снабжены мачтами, парусами, пушками и, в назначенный день, потянулись по улицам Москвы.
Как пишет С. Рождественский в своей книге о Петре I, "одни из этих кораблей везли медведи, другие собаки, третьи свиньи". На одном из них находился сам Петр I, одетый в матросское платье.
Тумба, расписанная Зарудным, не сохранилась, но как она выглядела, какие были на ней рисунки и надписи, говорит нам сегодня гравюра Ивана Зубова, выполненная в 1722 году и состоящая из двух листов.
На ней, кроме изображения ботика с тумбой, имеются дополнительные надписи, рассказывающие о значении ботика и истории образования русского флота; приводится вольный пересказ текста записки Петра о находке ботика.
Есть на гравюре указание, что именно в 1722 году ботик был "первее народу выставлен и презентован того ради, понеже богоданным ныне миром плоды его паче известны и крепко утверждены стали и мир сей плодом его положно нарещися может".
Затем Петр I принимает решение перевести ботик в Петербург. 11 августа 1723 года ботик принимал участие в смотре всего Балтийского флота. Именно тогда он стал называться Дедушкой русского флота.
Источники
- 1. Мешкунов В. С. Ботики Петра I. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Памятники Отечества", 1989, № 2, с. 43-52
- 2. Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна Ботик Петра I "Св. Николай"
- 3. Коллекция периодики Санкт-Петербургской театральной библиотеки
- 4. Петров П.Н., Шубинский С.Н. Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого 1672-1872. - СПб.: Издание Германа Гоппе, 1872. Из коллекции Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского Санкт-Петербург
Фотографии и рисунки из журнала "Всемирная иллюстрация" и альбома "Празднование 200-летнего юбилея Петра Первого в Москве"
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем