Под звуки Gaudeamus igitur и шорох магистерских мантий в помпезном зале Интеллектуального центра - фундаментальной библиотеки МГУ имени Ломоносова выпускникам Высшей школы государственного администрирования вручили долгожданные и выстраданные упорной учебой дипломы.
Гардемарины, вперед!
Успех страны в трудном сегодняшнем противоборстве зависит и от этих магистров, от их "способности принимать точные решения", убежден директор Службы внешней разведки и председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин, который к тому же возглавляет и попечительский совет Школы.
"Уважаемые друзья, наша страна сегодня переживает очень важный и ответственный период своей истории. Россия последовательно отстаивает общечеловеческие ценности, борется за свое место в мире, за свое историческое будущее, и, несомненно, победа будет за нами", - сказал он, приветствуя отличников. И добавил: "Будьте смелыми, счастливыми и, главное, ничего не бойтесь".
Председатель РИО напомнил, что в этом году Россия отмечает 350-летие со дня рождения Петра Великого. Рядом (в соседнем зале) с важными от ответственности момента выпускниками в квадратных конфедератках собрались ученые, политические и общественные деятели. Это начался международный круглый стол "Создатель новой России".
"Полностью отдав себя на службу государственному благу, Петр стал примером государственного служения. Он смог сделать Россию по-настоящему суверенной, сильной и передовой державой. Пусть этот замечательный исторический пример вдохновляет вас в вашей будущей работе", - сказал он.
Ректору МГУ Виктору Садовничему, открывавшему конференцию, было приятно подчеркнуть, что мудрый правитель Петр делал ставку на образование и науку, а начал царь с математики, открыв в 1701 году в Москве Школу математических и навигацких наук. Ту самую, которую закончили и любимые киношные гардемарины. "И это фактически начало инженерно-технического и математического образования. В этой школе преподавал Леонтий Магницкий - автор первого печатного учебника арифметики в России. Несколько экземпляров оригинала этого издания хранится в этой библиотеке", - ректор с любовью погладил стол конференц-зала "фундаменталки", где проходило заседание. К слову, по учебникам Магницкого недоросли учились до начала 20 века. Не забыл Садовничий и о таком вкладе Петра Первого в образование России, как создание в 1725 году академии наук.
А глава РИО, говоря о Петре, использовал мифологические и литературные ассоциации. "И современники, и потомки сравнивали его с мифическим героем Прометеем, впервые озарившим нашу страну огнем просвещения, сделавшим ее по-настоящему могучей, сильной и суверенной державой. Николай Михайлович Карамзин писал, что знаменитый памятник Петру - Медный Всадник в Северной столице - был неслучайно поставлен на диком камне. "Камень сей служит разительным воплощением того состояния России, в котором она пребывала до времен своего преобразователя", - процитировал председатель Российского исторического общества знаменитого российского историка.
Вольтер - борец с фейками
На протяжении многих лет среди ученых не утихает спор о том, имелся ли у Петра свой план реформ, или же он попросту реагировал на непрерывно возникающие перед страной вызовы. "Думаю, это не так уж и важно. К концу петровского правления количество изменений во всех сферах жизни общества очевидно перешло в качество. Страна внутренне переродилась, став империей, впервые заявившей о своих правах на мировой арене", - заключил Нарышкин и напомнил, что новый статус России был неоднозначно воспринят на Западе, существенно укрепив настороженное отношение к ней со стороны европейских держав. Россию пытались всячески очернить, используя для этого мифы и выдумки о Петре.
И вот тогда на борьбу с фейками, по предложению основателя Московского университета Ивана Шувалова, привлекли известного европейского вольнодумца Европы - французского философа Вольтера. "Взявшись писать "Историю Российской империи при Петре Великом", он погрузился в изучение переданных ему архивных материалов и, неожиданно для себя, разглядел в правителе из далекой страны давно искомый им образ просвещенного монарха, как он писал, "работника на троне", сделавшего смыслом своей жизни самоотверженное служение Отечеству", - рассказал Сергей Нарышкин.
Кстати, уже после смерти Вольтера Екатерина II, состоявшая с ним в переписке, выкупила все бумаги философа. Среди них оказалось пять полновесных томов рукописей, почти полностью посвященных Петру.
А совсем недавно Российская национальная библиотека при поддержке Российского исторического общества и Министерства культуры России возвратила это малоизвестное наследие в научный и общественный оборот.
Мировоззренческие принципы Петра Первого, убежден глава РИО, сохраняют свое значение и сегодня. "Наша страна по-прежнему не имеет права отказаться от своей ответственности за судьбу мира, не может согласиться на второстепенную роль в международных делах, уступить в борьбе за свои национальные интересы. Петр Великий видел Россию могучим и суверенным государством, равно принадлежащим и к Западу, и к Востоку", - призвал он помнить исторические уроки петровской эпохи.
Эрмитажный Петр
Круглый стол был построен таким образом, чтобы высветить основные треки петровской эпохи и ее противоречия, которые, конечно, были. Одна из тем - восприятие сложной фигуры Петра через связанные с ним артефакты. Например, крест, который Петр вытесал собственными руками и который находится в Архангельском краеведческом музее. Но ключевое хранилище материальной памяти об императоре - это Эрмитаж. Его гендиректор Михаил Пиотровский говорил об "эрмитажном Петре Великом". "Эрмитаж - это и память о Петре, и одновременно история формирования образа Петра потомками императора, - приступил он к своему докладу, сопровождая его слайдами. - Я всегда говорю о том, что музей - это вещь наступательная. Мы из года в год выставками и музейными экспозициями рассказываем о людях Петра. Например, о противоречивом человеке Александре Меньшикове, который существовал одно время в разных нехороших легендах, в то время как это был тот человек, который построил Петербург".
Главная память о царе-реформаторе хранится в недавно открытой галерее Петра Великого. "Мы открыли первые пять залов галереи. Между тем, у этого места целая история. Галерея возникла после смерти Петра в Кунсткамере. Там хранились личные вещи императора. Они и сформировали эту экспозицию", - рассказал Пиотровский.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем