издается с 1879Купить журнал

Почему дырки на платьях в XVI веке были признаком роскоши, объяснили эксперты

18:35

В Эрмитаже дали ответ на вопрос, который задают многие посетители музея: почему на портретах XVI века знатные господа и дамы изображены в одежде с прорехами? Оказывается, это не просто дыры, а элемент костюма, который был признаком высокого положения в обществе.

Фрагмент  картины "Портрет дамы с мальчиком", Парис Бордоне, середина 1530-х годов.

t.me/hermitage_museum

Фрагмент картины "Портрет дамы с мальчиком", Парис Бордоне, середина 1530-х годов.

Как рассказали в музее, это прием, называемый иссеченная ткань. Он был очень модным в XVI-XVII веках. Такие отверстия - не признак износа, а декоративный элемент. Проколы и разрезы различной формы делали на мужских и женских нарядах специально. Причем, вне зависимости от того, из какого материала они были сшиты - бархата, сукна, шелка, кожи и прочих материалов.

Это одна из модных тенденций, которая появилась благодаря функциональности. Изначально на рукавах платьев появились большие разрезы - для того, чтобы было удобно сгибать руку в локте и поднимать ее вверх. После этого такой прием стал особо любим модниками и превратился в небольшие множественные отверстия на иссеченной ткани. Все дело в том, что внутри разреза красиво просвечивала подкладка, а иногда и нижнее белье. Как правило, это была белоснежная ткань - показатель богатства и статуса.

В Эрмитаже отмечают, что до конца XVIII века и вплоть до появления первых химических отбеливателей поддерживать ослепительную белизну белья и нижних рубашек было очень тяжело. Такую роскошь могли позволить только самые привилегированные члены общества. Дырки на ткани, которые сегодня обычно ассоциирующаяся с бедностью, пять веков назад были атрибутом богатства и роскоши.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться