издается с 1879Купить журнал

Почему собираются канонизировать основателя первого на Амуре монастыря

13 июля 2022

Список православных святых может пополнить имя иеромонаха Гермогена. Он жил в XVII веке, и его судьба тесно связана с бурными событиями вокруг Албазинской крепости. Кандидат исторических наук, секретарь комиссии по канонизации святых Благовещенской епархии Владимир Пушкарев провел собственное расследование и подготовил жизнеописание знакового для Приамурья деятеля.

Владимир Пушкарев на презентации книги о иеромонахе Гермогене.

Благовещенская епархия

Владимир Пушкарев на презентации книги о иеромонахе Гермогене.

Смягчение сердец

Первым русским поселением на Амуре был Албазин. Именно здесь казаки остались на десятилетия, в отличие от чисто военных экспедиций времен Василия Пояркова или Ерофея Хабарова. Основали острог люди Никифора Черниговского, убившие в 1665 году илимского воеводу Лаврентия Обухова и сбежавшие на Амур. Причем в Приамурье они не растворились, как многие "воровские ватаги", а сохранили верность русскому правителю и стали отправлять ясак в государеву казну.

Еще по пути в Даурию беглецы составили челобитную, где объясняли расправу над воеводой его преступлениями и произволом. В документе фигурирует и иеромонах Гермоген - уже тогда известная в Восточной Сибири личность, основатель Усть-Киренского монастыря.

Портрет иеромонаха Гермогена работы игумена Вонифатия.

Как такой человек вдруг оказался в компании беглых преступников, не совсем ясно. Возможно, присутствие священнослужителя среди поселенцев способствовало тому, что они закрепились на Амуре и стали осваивать новые территории.

- Когда я готовил жизнеописание Гермогена, мне представлялся образ твердого, волевого человека, - говорит Владимир Пушкарев. - Восточная Сибирь, XVII век.

Люди другого характера здесь не выживали. Он не только нашел свое место, очутившись в непростых обстоятельствах, но и оказался очень деятельным человеком. Сохранил твердость убеждений, не уронил священнический авторитет и вместе с тем стал добрым пастырем для албазинцев, способствовал смягчению их сердец, переходу к мирной созидательной жизни.

Свободная экономическая зона

Среди объектов, которые мечтают найти археологи при раскопках Албазинского острога, - первый на Амуре монастырь, основанный в начале 1670-х Гермогеном. О нем сохранилось немало документов, а вот следы построек отыскать пока не удалось. Не исключено, что они давным-давно унесены Амуром в результате подмывания берега.

Спасский монастырь был не только монашеской обителью и пристанищем для сирых и убогих, но и крепким сельскохозяйственным предприятием с собственными мельницами. Он даже обзавелся подворьем в Нерчинске, куда Гермоген лично ездил продавать хлеб.

На Амуре образовалась своеобразная "свободная экономическая зона": поскольку церковное имущество не облагалось налогами, в Спасский монастырь активно потянулись пайщики из числа местных казаков. Они инвестировали средства и получали дивиденды. Таких вкладчиков по документам известно несколько десятков.

В какой-то момент Гермоген едва не потерял монастырь из-за политики царя Федора Алексеевича. Уже во второй половине XVII века Российское государство беспокоилось о правах коренных народов. Например, был закон о материальном вознаграждении аборигенов, принявших христианство. Еще государь издал указ о том, что построенные на землях туземцев монастыри Сибирской митрополии должны быть переписаны в государственную казну до дальнейшего разбирательства.

Гермогену пришлось отстаивать построенную на Амуре пустынь - найдена челобитная царю на этот счет. В итоге вопрос разрешился в его пользу в 1681 году.

Вскоре мирной жизни русских на Амуре пришел конец. В 1685 году началась первая осада Албазина маньчжурскими войсками. Она оказалась скоротечной. Крепость просто расстреляли из пушек и сожгли. Гермоген был среди тех, кто пережил осаду. Считается, что именно он уговорил воеводу Алексея Толбузина сдаться, чтобы спасти жизни людей. Албазинцам пришлось покинуть обжитое место.

- Они уходили по хорошо знакомому пути. Известно, что на реке Урке отряд разделился на две части. Служилые люди во главе с Толбузиным продолжили путь в Нерчинск, а пахотные крестьяне, женщины и духовенство двинулись по Лене, - рассказал Владимир Пушкарев.

Перед возвращением в Киренск монах составил весьма значимое для историков описание обстоятельств обороны Албазина. В 1688 году черный поп фигурирует в документах илимского воеводы Федора Павлова как один из обитателей Усть-Киренского монастыря. А в 1690 году Гермоген скончался.

Житие преподобного отца нашего Гермогена, 1858 год.

Образ монаха

Одной из находок Владимира Пушкарева при подготовке жизнеописания Гермогена стали сведения из документа 1858 года - рукописного жития иеромонаха.

Его обнаружил в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге историк Георгий Красноштанов. Но исследователя произведение интересовало прежде всего как источник о Никифоре Черниговском. А вот данные о посмертном почитании Гермогена населением Восточной Сибири до Благовещенской епархии никто не публиковал. И не давал ответа на вопрос об авторстве.

Владимир Пушкарев считает, что житие написал архимандрит Гавриил Воскресенский - достаточно крупная фигура среди ученого монашества XIX века. Из-за какого-то разлада с церковным начальством его отправили в ссылку - в Усть-Киренский монастырь. И датировка документа как раз совпадает с периодом, когда Гавриил был в Восточной Сибири.

По словам Владимира Пушкарева, настоятель себя "выдает" в тексте, приводя такие подробности, которые мог знать только он.

Историк считает, что Гавриил, написав житие, вернулся в Центральную Россию и увез документ с собой. Наверное, именно поэтому о нем долго не было известно.

Впоследствии, пройдя через многие руки, раритет угодил в библиотеку.

- По большому счету, Гермоген - первый подвижник православной веры в Приамурье. В документе собраны чудеса, связанные с его почитанием. Как правило, это случаи исцеления или явления Гермогена братии Киренского монастыря с назидательной или воспитательной миссией, - рассказал Владимир Пушкарев.

Явился старец и автору первого портрета Гермогена - игумену Вонифатию, жившему в XVIII веке.

Он, естественно, не знал, как выглядел человек из XVII века, и написал собирательный образ монаха. Старец пришел к живописцу в видении и пожурил за увлечение алкоголем.

Сейчас в Благовещенской епархии готовят пакет документов, касающихся Гермогена. Их подадут в Синодальную комиссию по канонизации. Если прошение будет удовлетворено, то для Гермогена напишут каноническое житие, появятся иконы с его изображением, а православные люди смогут молиться новому святому. Монаху можно будет посвящать новые церковные сооружения.

Кстати, в селе Албазино построено подворье мужского монастыря, неофициально именуемое Ермогеновым.