Мы продолжаем знакомство с современными украинскими учебниками истории для средних школ (начало см. 2022, № 9, 11). Обратимся к ключевому для формирования исторического мировоззрения курсу истории для предпоследнего, 10-го класса, который охватывает краткий, но исключительно насыщенный период с 1914 по 1945 год.
"Российско-большевистская оккупация"
Украинским десятиклассникам предлагается несколько учебников для постижения данной эпохи. Как и все прочие, они изданы за счет госбюджета и продаже не подлежат. Тиражи прочитанных нами учебников 2018 г. издания, как и в предыдущих классах, сильно различаются: если самое распространенное издание авторства Виталия Власова и Станислава Кульчицкого (уровень стандарта) издано в 102 025 экземплярах, то учебник Елены Пометун и Нестора Гупана увидел свет в 66 400 экземплярах, профильный (продвинутый) вариант учебника Власова и Кульчицкого - в 46 577, а учебник Алексея Струкевича - в 14 0341. Стало быть, все учебники массовые, причем ни одна историческая книга о ХХ веке на современной Украине не выйдет тиражом даже в 14 тысяч. Именно из учебников можно почерпнуть новейшую официальную версию собственной истории.
Версия эта постоянно меняется: в названных выше учебниках еще не упомянуты мероприятия властей в бытность президентом Петра Порошенко по декоммунизации с "ленинопадами", ставшие массовым явлением на Украине после 2014 г. В ближайшее время учебные программы перепишут и формулировки ужесточат, а до тех пор авторы учебников вольны в чем-то регулировать градус своей антисоветчины и русофобии.
Власов и Кульчицкий поступили похитрее, упрятав эти мотивы в более витиеватых формулировках, а вот Струкевич уже во введении высказался прямо: "Политические процессы в соседней России, распространившиеся на Украине через российско-большевистскую оккупацию, принесли нашему народу тоталитарный коммунистический режим. На протяжении долгих десятилетий он определял чужеродное украинцам общественно-политическое, экономическое и культурное устройство. Его введение включало и многообещающую украинизацию, и развитие тяжелой промышленности, и трагичную коллективизацию, Голодомор, и массовые репрессии в 1930-х гг., которые стали настоящим геноцидом нашего народа"2.
Эту мрачную картину дополняют некоторые якобы положительные примеры, которые Струкевич предлагает искать школьникам в наследии бандеровцев и Украинской повстанческой армии, руководимой Романом Шухевичем:
"Жесточайшим испытанием для украинского народа стала Вторая мировая война (1939-1945). Украинцы оказались в самом пекле столкновения великих тоталитарных держав. Этот трагический период имел, однако, и светлые страницы. Национальное подполье и Украинская повстанческая армия объединили патриотическую молодежь для четвертой попытки возродить Украинское государство и встать на его защиту. Эта борьба оставила нам незабываемые образцы преданности и самопожертвования"3.
Василь Вышиваный вместо Щорса и Булгакова
Впрочем, эти энергичные агитки так и остались только во введении к учебнику Струкевича. Написать в таком стиле всю книгу не хватило духу ни у одного из авторов. Напротив, все учебники для 10-го класса объединяет размытый стиль от подачи фактов до выводов. Именно в таком ключе, когда "лица стерты, краски тусклы", представлена и украинская история времен Первой мировой войны и сопровождавших ее революций. Налицо контраст с романтическими оценками перестроечного и раннего постсоветского времени, когда в рамках кипучей борьбы с "советскими стереотипами" всячески возвеличивались неудачные попытки создать небольшевистскую государственность и идеализировались Центральная рада, гетманская держава Павла Скоропадского, Директория Украинской народной республики (УНР) Симона Петлюры.
Современные учебники вполне обоснованно критикуют непоследовательность политики Центральной рады, задают школьникам логичные вопросы: почему внутренняя политика П. Скоропадского вызывала недовольство различных слоев населения Украины? Почему ориентация Директории УНР на Антанту потерпела крах? Выявляют несостоятельность петлюровского войска: "В армии УНР кавалерии практически не было"4. Невзрачными получились даже текстовые портреты лидеров "Украинской революции", как надлежит ныне именовать события 1917-1921 гг. Ни с главы Центральной рады Михаила Грушевского, ни со Скоропадского, ни с Петлюры после прочтения их кратких биографий школьнику брать пример явно не захочется. О приезде же Грушевского в СССР в 1924 г. ради участия в политике украинизации сообщает лишь учебник Власова и Кульчицкого5.
Особняком стоит только совершенно второстепенный персонаж украинской истории, примкнувший в годы Первой мировой к украинству юный австро-венгерский эрцгерцог Вильгельм Габсбург (1896-1948). Рассказ о нем слегка расцвечивает невнятность изложения событий мировой войны: "18-летним он поступил на службу в 13-й пехотный полк, где служили украинцы из-под Золочева. В. Габсбург выучил украинский язык, увлекался произведениями М. Грушевского, Т. Шевченко, В. Стефаника, И. Франко. Под их влиянием начал писать стихи по-украински под псевдонимом Василь Вышиваный. После распада Австрийской империи поселился в Вене. Связал свою судьбу с боевыми украинскими побратимами. В начале 1920-х гг. все свои сбережения отдал на помощь скитальцам Украинской галицкой армии. Летом 1947 г. был арестован советскими спецслужбами и тайно вывезен в сталинские казематы"6.
При этом ни в одном учебнике ни строчки о великом киевлянине с Андреевского спуска Михаиле Булгакове, а о важных фигурах революционной эпохи Николае Щорсе и Александре Пархоменко можно узнать только по названиям снятых о них фильмов и не в каждом учебнике7. Да что там герои Гражданской войны, сам термин "Гражданская война" блистательно отсутствует во всех учебниках. Полностью выполоть общероссийское измерение истории Украины при этом не получается, но без упоминания Гражданской войны на пространстве бывшей Российской империи ничего понять в событиях Украинской революции решительно невозможно. Смешиваются в одну кучу "белые, зеленые, золотопогонные", да так, что в учебнике Власова и Кульчицкого Нестор Махно даже не назван анархистом8.
"Советский коммуносоциализм"
А раз никакой Гражданской войны не было, то и большевики в ней не побеждали. У разных авторов для этой эпохи находятся разные локальные войны. Струкевич пишет сразу о двух войнах "большевистской России с УНР", а польско-советскую войну, в которой Петлюра был младшим партнером Юзефа Пилсудского, гордо аттестует как "войну союзнических украинско-польских войск против большевиков в 1920 г."9. В свою очередь, Власов и Кульчицкий к полякам и Петлюре настроены жестче, а на Западной Украине с 1918 г. усматривают "украинско-польскую войну"10. Супруги Пометун и Гупан вместо войн употребляют словосочетания "начало агрессии советской России против УНР", "большевистско-российская оккупация украинских земель", "советско-российская оккупация Украины"11.
Но после этих звонких фраз приходится писать об образовании СССР в декабре 1922 г. Понять хоть что-то о роли Украины в этом процессе можно, лишь начитавшись всех упомянутых учебников. У Пометун и Гупана узнать о приходе большевиков к власти, декретах о мире и о земле, о том, кто такой Ленин, а также о том, что большевики - о ужас! - встречались и среди украинцев тоже, а именно "большевизированные украинские воинские части под руководством Юрия Коцюбинского"12. У Струкевича, сначала пробежав глазами ритуальную фразу о том, что "Украина, как и другие республики в составе СССР, была политически и экономически бесправной автономией", - осведомиться о стратегическом значении союзного проекта:
"И все же победа идеи о создании федерации юридически равноправных советских республик оказалась судьбоносной в истории украинского и других народов СССР... В условиях диктатуры компартии, которая казалась вечной, большевистские лидеры не могли и заподозрить, что через 70 лет это может стать юридической основой для провозглашения суверенитета национальных республик, что и произошло, как только коммунисты утратили власть"13.
Отсюда прямо следует, что вклад уничижаемого учебниками Ленина в независимость Украины 1991 г. издания будет повыше, чем усилия Грушевского, Скоропадского, Петлюры, Бандеры и Шухевича вместе взятых, а современные "ленинопады" суть феерическая глупость.
Если же внимательно прочитать Власова и Кульчицкого, можно найти исключительно ценный параграф "Как функционировал компартийно-советский аппарат в системе власти", в котором к месту упомянуты и важнейшие украинцы из больших вождей УССР: Григорий Петровский как глава советской власти и Влас Чубарь как председатель украинского совнаркома14. А еще ветеран украинской историографии Кульчицкий (р. 1937), еще в 1976 г. защитивший в Москве докторскую диссертацию "Мобилизация финансовых ресурсов для социалистической индустриализации СССР, 1926-1937 гг.", приводит чрезвычайно важный факт о происхождении ДнепроГЭСа и "Запорожстали":
"Размер капиталовложений в украинскую промышленность (в сопоставимых ценах 1928 г.) увеличился с 438 млн рублей в 1929 г. до 1 трлн 229 млн в 1932 г.". Именно потому в межвоенный период "среди построенных в СССР 35 промышленных гигантов гражданской индустрии на Украине размещено 12, из них 7 новостроек и 5 основательно реконструированных предприятий"15.
Это и есть главное при ритуальных для всех учебников указаниях на "командную экономику" и "сталинский тоталитаризм". Но уловить это главное почти невозможно, если не владеешь советской привычкой читать между строк и пропускать заведомую глупость, якобы индустриализация "сохранила колониальную структуру украинской экономики и поэтому Украина осталась колониальной территорией"16. А также игнорировать проникшую в учебники фантастическую антисоветскую цифирь: якобы "жертвами Голодомора 1932-1933 гг. стали 25,5 млн жителей украинского села", а "жертвами террора, устроенного И. Сталиным и его соратниками, стали десятки миллионов людей"17.
Кожедуб побеждает Шухевича
Чем ближе к 1940-м гг., тем безличнее становится изложение учебников. Алексей Стаханов, правда, упомянут повсюду (Пометун и Гупан, впрочем, в отличие от других авторов его рекорд отрицают, уверяя, что он был "придуман пропагандистами"18), а вот об ударницах Паше Ангелиной и Марии Демченко кратко упоминается только в профильном варианте книги Власова и Кульчицкого19. События Второй мировой войны и в особенности Великой Отечественной (это привычное нам название на нынешней Украине под строгим запретом) тоже предельно безличны. Струкевич однажды проговаривается: "Из 15 фронтов, которые действовали в период германо-советской войны, большую половину возглавляли маршалы и генералы из Украины, а маршал Р. Малиновский возглавил 16-й Дальневосточный фронт"20.
Но имена 15 командующих фронтами победившей Красной армии так и остаются неизвестными школьникам в отличие от лидеров ОУН и УПА*. Бандера, Шухевич, Мельник, Бульба-Боровец удостоены портретов с биографиями, позицию националистов Струкевич, Пометун и Гупан умудряются представить и как проявление коллаборационизма (что абсолютно верно), и как участие в движении сопротивления гитлеровцам (что в корне неправильно). По мнению Струкевича, военный коллаборационизм бандеровцев и им подобных был даже очень полезен: "С целью создания основы для будущей национальной армии украинские националисты сотрудничали с германской властью при создании батальонов "Нахтигаль", "Роланд"..., 14-й гренадерской дивизии "Галичина" (1943-1945), Украинской национальной армии (март-апрель 1945 г.)"21.
Правда, продравшись сквозь свойственную всем учебникам антисоветскую мифологию войны (смакование потерь Красной армии, "преступлений тоталитарного коммунистического режима" и "цены победы"), школьники узнают, что на советской стороне воевало 7 млн украинцев, а бойцов УПА и прочих националистических формирований было не более 50 тысяч. В учебнике Пометун и Гупана помещено и ценнейшее признание из выводов рабочей группы историков при правительственной комиссии по изучению деятельности ОУН и УПА, сделанных в 2005 г. при президентстве Ющенко: "...не удалось превратить УПА в регулярную вооруженную силу"22.
А в самом конце самого распространенного из учебников для 10-го класса авторства Власова и Кульчицкого под многословные рассуждения о героизме бандеровцев подведена небольшая, но яркая мина замедленного действия. Это портрет уникального украинского богатыря той войны, что зовется Великой Отечественной, трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Всякому нормальному школьнику видно, что это настоящий герой на все времена, - и бравого летчика-аса невольно сравниваешь с помещенной в том же учебнике мрачной лопоухой физиономией командующего УПА Шухевича23.
Уверенный в себе Кожедуб дарит читателям небольшую надежду: а не послать ли ко всем чертям фальсифицированную в учебниках историю Украины и самим проявить интерес к настоящей, общей для восточных славян и других советских народов истории ХХ века, благо информационных ресурсов для этого достаточно и в условиях современных украинских цензурных рогаток?
*Все экстремистские организации, упомянутые в тексте, запрещены в РФ.
- 1. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (рЄвень стандарту): пЄдручник для 10 класу закладЄв загально середньо освЄти. Киiв: ЛЄтера ЛТД, 2018. 256 с.; Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя Укра ни (профЄльний рЄвень): пЄдручник для 10 класу закладЄв загально середньо освЄти. Ки в: ЛЄтера ЛТД, 2018. 256 с.; Пометун О.ї., Гупан Н.М. їсторЄя Украiни (рЄвень стандарту): пЄдручник для 10 класу закладЄв загально середньо освЄти. Киiв: УОВЦ "ОрЄон", 2018. 256 с.; Струкевич О.К. їсторЄя Украiни: пЄдручник для 10 класу закладЄв загально середньо освЄти. Київ: Грамота, 2018. 240 с.
- 2. Струкевич О.К. Указ. соч. С. 3.
- 3. Там же.
- 4. Пометун О.ї., Гупан Н.М. Указ. соч. С. 53; Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (рЄвень стандарту). С. 72, 81; Струкевич О.К. Указ. соч. С. 74.
- 5. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (рЄвень стандарту). С. 41.
- 6. Струкевич О.К. Указ. соч. С. 60.
- 7. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (профЄльний рЄвень). С. 302; Струкевич О.К. Указ. соч. С. 147.
- 8. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (рЄвень стандарту). С. 96.
- 9. Струкевич О.К. Указ. соч. С. 54, 74, 93.
- 10. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (рЄвень стандарту). С. 90.
- 11. Пометун О.ї., Гупан Н.М. Указ. соч. С. 63, 70, 106.
- 12. Там же. С. 50, 66.
- 13. Струкевич О.К. Указ. соч. С. 108-109.
- 14. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (рЄвень стандарту). С. 125-126.
- 15. Там же. С. 138.
- 16. Струкевич О.К. Указ. соч. С. 123.
- 17. Там же. С. 133; Пометун О.ї., Гупан Н.М. Указ. соч. С. 164.
- 18. Пометун О.ї., Гупан Н.М. Указ. соч. С. 147.
- 19. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (профЄльний рЄвень). С. 187.
- 20. Струкевич О.К. Указ. соч. С. 222.
- 21. Там же. С. 201.
- 22. Пометун О.ї., Гупан Н.М. Указ. соч. С. 223.
- 23. Власов В.С., Кульчицький С.В. їсторЄя України (рЄвень стандарту). С. 253.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем