В столице собирают деревянную усадьбу в Старомонетном переулке. В прошлом году дом увезли реставрировать на Вятку, а теперь возводят на прежнем месте.
Усадьба Масягина построена в "послепожарной" Москве в 1819-м. Дом на пересечении Старомонетного и Большого Толмачевского переулков поставил купец 3-й гильдии Иван Масягин - на каменном фундаменте, в стиле "упрощенный ампир". Это был типовой проект, который разрабатывали для жилой застройки сожженного французами в 1812-м города. Правда, от той типовой застройки остались теперь крохи. Эта - одна из них.
Хозяева усадьбы за столетие менялись не раз, дом частично перестраивался, но продолжал жить. И так и остался в истории как усадьба Масягина. В советское время дом какое-то время был центром творчества для детей. И только в 2000-х пришел в упадок. Крыша провалилась, завешанные фальшфасадом бревна, гнили.
Но потом территорию возле Третьяковской галереи, на которой находится и масягинская усадьба, выкупил новый собственник и начал масштабную застройку квартала под приятным уху москвича названием Armani Casa. Усадьбу Масягина собственник после согласования проекта с Мосгорнаследием отправил на реставрацию на Вятку.
Именно в Кировской области одни из лучших в России мастеров, работающих по дереву. Перед реставрацией специалисты обследовали стены, которые были сильно повреждены. Но в итоге сохранили максимально возможное количество древесины. Бревна, которые восстановить было невозможно, заменили на новые - той же породы, диаметра, длины и плотности.
Застройщик отмечает, что на восстановление сруба потребовалось около 700 бревен длиной шесть метров - такой диаметр для Москвы редкость - и что все работы проводились по согласованному Департаментом культурного наследия Москвы проекту.
А вот проект высотной застройки возле Третьяковской галереи, где и находится усадьба Масягина, согласованный всеми ведомствами, у общественности вызывает много вопросов. Эксперты "Архнадзора", например, указывают на то, что новое строительство отсекает усадьбу Масягина от ансамбля, куда входят усадьба Демидова, церковь Николы в Толмачах и ряд частных особняков, примыкающих к Третьяковской галерее.
Как объяснить такую масштабную стройку в историческом Замоскворечье? Финансовые интересы - на первом месте. К тому же отменены общественные слушания. Застройщикам повсеместно зажигают зеленый свет и теперь они кардинально меняют уже вид целых городских кварталов.
Константин Михайлов, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, писатель, краевед и один из основателей "Архнадзора", в интервью "Родине" год назад высказывал опасения в связи с тем, как складывается ситуация.
К сожалению, они подтверждаются.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем