Государственная символика эпохи Средневековья - как русская, так и византийская или, скажем, западноевропейская - порой оставляет впечатление экзотики, совершенно утратившей свои изначальные смыслы к нашему времени. Она нуждается в расшифровке. А без расшифровки может повергнуть в удивление и даже негодование...
Символы на монетах
Символика русских княжеств XIV-XV столетий чрезвычайно пестра и далеко не всегда поддается интерпретации. Порой историки сталкиваются с загадками и, по недостатку источников, могут строить гипотезы, но никогда, быть может, не разгадают всех тайн, присущих символическим изображениям того времени.
Кое-что понятно без особых комментариев. Так, например, "копейный ездец", появившийся на монетах Москвы с 30-х годов XV века, - святой Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем "древнего змия"; в более позднее время он начинает ассоциироваться и с образом царя-победителя1. Всадник с мечом - скорее всего, изображение святого Димитрия Солунского, перекочевавшее с византийских монет эпохи Палеологов на московские - времен "Калитичей". Голубь - уже сложнее, и лишь редкие серебряные полушки (то есть монеты номиналов в 1/2 копейки), выпущенные Псковским монетным двором, подсказывают: приглядитесь, у голубя веточка в клюве, а значит, это ветхозаветный голубь, принесший праотцу Ною "сучец масличен" как весть о том, что часть суши освободилась от воды и, стало быть, "великий потоп" пошел на убыль.
И это далеко не единственная ветхозаветная реминисценция в русской нумизматике. Например, некоторые монеты московской чеканки XV столетия носили изображение Самсона, разрывающего пасть льву.
А из древнегреческой мифологии, обретенной русским обществом через культурное посредничество Византии, на средневековые русские монеты забегал... кентавр, которого у нас именовали "китоврасом".
Итак, можно объяснить разные, порой довольно странные изображения на русских монетах и печатях "удельного времени".
Но... как объяснить петуха? Между тем именно эта птица оказалась самой популярной в нумизматике ранней Москвы.
Когда петух взлетел на русские монеты?
"Петел, сладкоголосое чадо, громкогласный кур" - так с иронией называли петуха допетровские русские книжники. Что за символ? Петух - и Московское великое княжество, да какая тут, казалось бы, связь?
Средневековая Русь не знала собственных монет на протяжении нескольких веков. В XI веке их чеканили в столичном Киеве, возможно, в Новгороде Великом и совершенно точно - в Тмутаракани (современная Тамань. - Ред.). Но впоследствии чеканка прервалась на очень долгий срок, до второй половины XIV столетия.
Трудно определить, кто из русских князей первым возобновил ее, на сей счет есть несколько претендентов. Скорее всего, роль "застрельщика" сыграла Москва. Тогда Московское княжество было на подъеме: русские полки под стягами великого князя Дмитрия Ивановича, позднее прозванного Донским, дважды разбивали ордынцев в больших сражениях: сначала на реке Воже (1378), а затем на поле Куликовом (1380)2.
На волне успеха Дмитрий Донской велит начать выпуск "воинственной деньги3" - серебряной монеты примерно в один грамм весом, с изображением воина, держащего в одной руке секиру, а в другой - клинок. Однако в 1382 г. ордынский хан Тохтамыш обманом взял Москву и предал ее огню. Настало время монет более скромных, менее тяжелых и менее воинственных. Именно тогда, между 1382 и 1389 гг. (в 1389 г. Дмитрий Донской скончался) петух и спикировал на московскую серебряную деньгу.
Именно петух - самое популярное изображение на монетах времен великого князя Дмитрия Ивановича. В кладах монеты с петухом встречаются гораздо чаще монет с воином и всеми прочими, весьма редкими, символами Московской державы того времени. Петух - и некая странная маленькая собачка над ним...
Более того, сын и наследник Дмитрия Донского, великий князь московский Василий I, вслед за родителем продолжает тиражировать петуха в звонком серебре. Истинно, чем-то люба эта птица государям московским! И уж точно нельзя назвать ее появление случайностью, раз венценосный сын не побрезговал столь необычным наследием венценосного отца.
Ни с кем ее не перепутаешь, пусть и невелико изображение на серебряной деньге. Вот - роскошный гребень, а вот - богатый петушиный хвост, по ним сразу ясно: не райская птица, не голубь, не павлин, а именно "петел, сладкоголосое чадо" поет свое победное кукареку над просторами великого княжения.
Тот самый кур!
Московского петушка неоднократно пытались расшифровать.
Выдвигались разные предположения.
Петух - может быть, изображение фольклорное, то же украшение, что и петухи пряничные, с наличников и, может быть, с вышивки?
Было бы правдоподобно, если бы хотя бы еще одну монету Руси украшал какой-нибудь фольклорный элемент. Но ничего подобного не было.
А вот гораздо более серьезная гипотеза: "Поскольку русский улус был частью Золотой Орды и князья признавали суверенитет ханов, то при возобновлении русской великокняжеской и удельной чеканки в конце XIV века помещение на монетах изображений "календарных" животных (к тому же не имеющих явного русского символического осмысления) может быть связано с золотоордынской традицией". Далее авторы гипотезы уверенно назвали петуха и собаку с монет Дмитрия Донского "календарными" животными4.
Действительно, многие монеты Золотой Орды отмечены изображениями животных-символов из восточного лунного календарного цикла, а великое княжество Московское после поражения 1382 г. от Тохтамыша пребывает в статусе Русского улуса Золотой Орды.
Но, во-первых, одна из важнейших функций монеты - прокламативная. Монета представляет собой "ходячий" плакат из металла, постоянно находящийся в обращении. Этот "металлический плакат" пропагандирует определенные нравственные ценности, идеологические тезисы, предметы веры, правителей или, например, государственный строй - в словесной или символической форме. Но всегда и неизменно ценности, идеи, личности, попавшие в фокус этой пропаганды, должны быть ясны населению, иначе такая функция не работает. Арабская вязь на русских монетах, содержащая имя или титул золотоордынского правителя, пусть и не читаются большинством населения Руси, но по сути своей ясны как знак вассалитета от ханов. Какую же суть открывает "календарный петух" или же "календарный пес"? Они будут просто совершенно непонятны. Следовательно, вряд ли у великого князя московского появляется резон помещать их на монетах как важную для его власти символику.
И, во-вторых, "явное русское символическое осмысление" у монет с изображением большого красивого петуха и маленькой странной собачки все-таки имеется. Притом столь явное, что весь образованный класс Руси, все духовенство и значительная часть подданных Дмитрия Ивановича, слушающих иерейские проповеди в храмах, моментально его поймут безо всякого дополнительного разъяснения.
Петух, как можно полагать с высокой долей достоверности, евангельский символ, известный на Руси по текстам Священного Писания на протяжении многих веков. Он фигурирует в эпизоде троекратного предательства апостола Петра.
Вот так входит этот символ в Евангелие от Иоанна по тексту XI столетия: "И абие еще глаголющу ему, возгласи кур. И обращеся Господь, возьре на Петра. И помяну Петр слово Господне, яко же рече ему, яко прежде даже не возгласит кур, трикраты отвержешися Мене, и [Петр] исшед вон, плакася горько"5. Тот самый "кур", который "возгласил" утреннюю свою песнь в Иерусалиме, - символ пробуждения совести истинно верующего человека.
Думается, искать какой-то иной расшифровки петуха с монет Дмитрия Донского нет необходимости. Это не загадочный для подавляющего большинства подданных великого князя московского "календарный" петух, это "прозрачный" по смыслу для того же большинства евангельский петух из притчи об апостоле Петре.
Тогда маленькая "собачка", совершенно "выдавленная" гораздо большим по размеру петухом на периферию монеты, побежденная им, прижатая к краю, также вполне понятный для средневекового русского человека символ. А именно - "мысленный волк", всегда рыщущий поблизости в стремлении "исхитить" овцу из Господнего "словесного стада", то есть соблазнить верующего и ввести его во грех. "Мысленный волк" из церковных проповедей и душеполезной литературы - сам дьявол, враг рода человеческого. Но христианская совесть, которую символизирует петух, не дает ему победить, стесняет его во вредоносных действиях.
Итак, ранние монеты Дмитрия Донского, эмиссия которых, очевидно, была вдохновлена Куликовской победой, сменились после 1382 г. монетами, ведущая символика которых напоминает о христианском покаянии и раскаянии, то есть несет в себе вероисповедные мотивы. Ничего случайного или непонятного для широких масс населения. Ничего, предназначенного для чистого украшательства. Все это, разумеется, лишь гипотеза. Но, думается, она имеет прочные корни в евангельских традициях Средневековой Руси.
- 1. Володихин Д.М. Изображения святого Георгия ("копейный ездец") и конного царя на русских монетах XV-XVIII веков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2021. N 4. С. 80-89; Пчелов Е. "Всадник означает самого царя, побеждающего врагов..." Как изменялся герб России в эпоху Петра Великого // Родина. 2022. N 12. С. 98-108.
- 2. Колызин А.М. О начале чеканки монет в Великом княжестве Московском // Нумизматический альманах. N 1. М., 2002. С.24-27.
- 3. Русская монета "деньга" получила название от ордынского "данга". Номинал деньги - 1/2 копейки или две полушки. Деньга долгое время считалась основной единицей денежного счета Средневековой Руси.
- 4. Зверев С.В., Колызин А.М. Животные лунного календарного цикла в русской монетной чеканке конца XIV в. К вопросу о датирующем значении // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXXII Международной научной конференции. М., 2019. С. 168.
- 5. Процитировано по тексту Остромирова евангелия 1057 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем