Приятный женский голос в трубке ошарашил: "Николай Михайлович, приглашаем вас на главную роль в двухсерийной картине о Киме Филби". Предложение было невероятным. Потому что вот это в жизни моей никак не удавалось. Шло плохо. С никому, кроме меня, не слышным, но сердечным скрипом.
Не получалось с кино.
Печальный опыт
Я легко превращался в говорящую голову в полутора сотнях документальных фильмов. Без труда консультировал режиссеров, с натугой пытавшихся снять правдивые картины на непонятные для них темы. Но сценарии выходили похожими на прозу. Я не чувствовал, не понимал, на какую приманку взять зрителя. Или перебарщивал с пафосом, или сочинял нечто понятное для узенькой группы лиц, никак не связанной с широченным миром необъятного кинематографа.
Конечно, я пыхтел, старался. И каждый раз, увы, подводил. И ко мне, и вправду мало что сделавшему, кроме своевременной сдачи сценария, потом на две трети переписанного, присоединялись в титрах как минимум две фамилии - настоящего киношного сценариста и, тут уж каждому понятно, режиссера.
- Саша, ну зачем ты меня терпишь? - вопрошал я Александра Иванькова.
И получал неизменный ответ от заслуженного деятеля искусств России:
- Ты знаешь тему, не ошибаешься в хронологии и оценке событий. Изредка мы даже оставляем некоторые твои диалоги.
Поэтому так ошарашил этот телефонный звонок.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/05/03/1291121_bdb.jpg)
Режиссерский кастинг
Режиссер Людмила Михайловна Снигирева приглашала меня на роль Кима Филби. Она наверняка знала, что в серии ЖЗЛ "Молодой гвардии" вышла моя книга о нем. Возможно, знала и о том, что для меня аристократ Филби - истинный герой, в конце жизненного пути подтвердивший: если бы ему пришлось прожить жизнь заново, он бы не изменил в ней ничего, разве что работал бы на нашу разведку с еще большим упорством.
Но я сразу отказался от предложения.
Нужен кастинг, времени катастрофически нет, грядущее разочарование режиссера неизбежно. И вообще я автор убогих киносценариев, а актер из меня еще хуже. Но Людмила Михайловна легко отмела мои попытки отскочить в сторону: "Никакого кастинга и проб". И на мой вопрос - кто же меня утвердит? - отрезала: "Я".
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/05/03/ria_34843hr_f79.jpg)
В двухсерийной картине Первого канала сразу четыре Филби: Ким - малыш, потом студент, затем разведчик и, наконец, Ким Филби, проживший 25 лет в Москве. Вот этого последнего и предстояло воплотить на экране мне.
Честно? Сниматься хотелось. В глубине души понимал: дело не во мне, а в типаже. Но я еще пробовал отказаться: кто же меня отпустит с весьма ответственной работы на такой длиннющий срок! Но у Снигиревой и тут был готов ответ: "Мы все знаем, будем снимать только в ваше свободное время".
Приезжали за мной рано утром домой, вечером в пятницу - в редакцию. А когда отступать уже было некуда и время поджало, то и в подмосковный санаторий, где я проводил так называемый отпуск.
Вот тогда и раскрылся передо мной волшебный мир кино.
Выбор локации
Каким же идиотом я был, сочиняя свои сценарии и выпендриваясь со сложными диалогами! Нет такой профессии - сценарист. Это лишь подносчик снарядов для режиссера - царя, бога и палача. Людмила Снигирева, красивая молодая женщина, скидывала свои туфельки на высоченных каблучках, облачалась в кеды, джинсы с широким ремнем, за которым были заткнуты листочки. На них расписаны, иногда и нарисованы, все шаги, жесты, реплики актеров. Короткие, очень точные, заранее продуманные объяснения, скорее приказы, что каждый из нас должен делать. Выверенные репетиции каждой не сцены, а кадра, после которых даже такому чечако-новичку, как я, было понятно, что нужно делать.
Показ раскадровок. Часто бесконечные дубли. Очень редко мы заканчивали на первом. Наша импровизация если и допускалась, то лишь с согласия режиссера. Меня поразило, что и солидный оператор Александр Суворов беспрекословно подчинялся Людмиле именно Михайловне, а не какой-то там Люде или ни в коем случае не Людочке. Как-то я спросил что-то мною не понятое у оператора, Александр извинился: "Это не принято. Только к режиссеру".
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/05/03/interv_b68.jpg)
Казалось, что тут сложного - перенести действие в Москву 1970-х? Но как ты, моя столица, с тех пор изменилась! К примеру, снимали на почте, отыскали старую-престарую. Но декораторам и художнику Виталию Трофимову пришлось провести огромную работу - никак не подходило помещение для съемок. Или вроде простой эпизод: Ким и Руфина принимают великого английского писателя Грэма Грина, с которым я, кстати, встречался в Париже и в Антибе. А посуда? А продукты? А конфеты - сладости и сервировка стола? Сколько сил было на это убухано. Стол ломился от яств, но никто из актеров ничего не тронул. Початая бутылка "Советского шампанского" и та осталась недопитой.
И все равно Снигирева была недовольна "подготовкой локации". Актеры нервничали. Гримеры замучились стирать с нас градом катившийся пот. А что было делать, если Грин приезжал к другу Филбоди московской зимой, а на дворе стояло не по-столичному изнурительное лето...
"Снято!"
Меня наряжали в одежды Кима Филби, актер, игравший писателя, был точной копией Грина, сервировка была настолько брежневской, что не щедрая на похвалу съемочной группе Людмила Михайловна расцеловала линейных продюсеров и художника. Мы снимали в библиотеке, переделанной в точную копию московского кабинета Кима Филби. Репетиции, установка света, переодевания, никак не удающиеся дубли, старания профессиональных, не чета мне, актеров, Мы, как почти всегда, задерживались...
И вдруг, так бывало, неиссякаемый энтузиазм Снигиревой заставил нас, целую команду, сыграть так, что все - режиссер и оператор - закричали: "Снято! Снято!"
Увы, эта сцена не вошла в фильм. Как жаль мне было актера, как две капли воды похожего на Грина...
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/05/03/krasnaya-pl_52f.jpg)
Или съемки в святая святых - на Красной площади, куда Ким приводит приехавшего к нему из Англии сына. Это ж надо было получить специальное разрешение, кого-то уговорить, нагнать кинонарод, а толпу экскурсантов и зевак жестко оттеснить, чтоб не лезли в кадр со своими мини и шортами. Мы так старались, массовка, одетая во все из сундуков вытащенное, послушно вышагивала по брусчатке. Вышло, по-моему, неплохо. Но лишь крошечная частичка вошла в фильм.
Неожиданно тяжело пришлось в любимом парке "Сокольники", где снимали сцену встречи и пробуждения чувств Кима к юной Руфине. У нас с актрисой, игравшей будущую жену разведчика, никакой любви не получалась. Она, такая молоденькая, и я, седоволосый. Дубль за дублем - и мимо. Даже с березки, у которой мы должны были расцеловаться, начали опадать листья от жары и яркого света софитов. Вдруг с воем подъехала "Скорая". Я подумал, как они узнали, что мне тяжело и плохо, вот, молодцы, вызвали, успели. Но нет, это упал в обморок а-ля солнечный удар декоратор.
Не знаю, сколько бы все это еще продолжалось, не решись Снигирева на смелую подначку: "Николай Михайлович, да будьте же мужчиной. Что вы тут нам демонстрируете влюбленную робость. Схватите ее, прижмите как следует. И она - ваша. А вы размусоливате. Что, забыли?" И я, словно зомбированный, рванул к себе бедную партнершу, преодолевая ее искреннее девичье сопротивление, прижал, поцеловал и услышал радостное режиссерское: "Стоп, молодцы, снято!"
Эта сцена попала во вторую серию, а уж с женой Леной я объяснялся потом.
Актерский пот
Как мне платили? Этот вопрос всегда возникает у любопытных. Скажу так: работал совсем, ну абсолютно не за деньги, а сначала из чистой любви к своему герою Киму Филби. А потом тронули и азарт режиссера, и забота съемочной группы. Поняв, что горячая пицца, которую днем и ночью нам исправно доставляли мотоциклисты, не моя еда, линейный продюсер Даша, ей бы сниматься в Голливуде, закупала для меня котлетки, разогревавшиеся каким-то непонятным образом.
Меня благодарили, хвалили. Не ругали, чего я, сам знаю, заслуживал. Чувства? Счастлив. Как бы то ни было - сыграл. Фильм вышел. Как мог, отдал дань уважения моему герою - сначала книги, а теперь и фильма. Познакомился с кино не как чистоплюй-сценарист, а совсем в другом качестве, которое, понимаю, никак нельзя назвать актерским.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/05/03/ria_337187_filbi_4c7.jpg)
Фильм Снигиревой получил две премии. Не "Оскара", однако достойных. И, главное, высокий зрительский рейтинг. Особенно важным, с точки зрения создателей, не моей, было то, что вторую серию смотрело гораздо больше людей, чем первую. Обычно случается наоборот.
А мне открылось неизведанное кино. Наполненное творчеством и пропахшее актерским потом.
Заместитель главного редактора "Российской газеты" Николай Долгополов - постоянный автор "Родины". Много раз он рассказывал на страницах журнала о героях невидимого фронта. Материалы Долгополова всегда интригуют и цепляют за живое, в центре каждого - настоящие герои, патриоты Родины. Надо ли объяснять, почему их так ценят читатели!
Недавно замечательные очерки, книги, фильмы Николая Михайловича о легендарных разведчиках-нелегалах удостоены премии правительства Российской Федерации в области СМИ.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем