"Расширили и углубили"
Началось все еще в 1986 году, когда закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" разрешил части населения получать нетрудовые доходы в свободное от работы время1. Репетиторство, извоз и торговля товарами ручной работы наконец вышли из тени. В 1987-м три новых постановления - о создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения, производству товаров народного потребления и в сфере общественного питания - "расширили и углубили" капиталистическое начинание. "Запестрила на городских углах яркая бижутерия, на глазах поднимался "кондитерский припек", магазины затрещали от швейных изделий под "Adidas" и "Montana". А цены!!", - оценивала коммерческий эксперимент пресса2. И наконец 26 мая 1988-го был принят Закон "О кооперации в СССР", разработка которого велась на фоне острейшей общественной дискуссии в печати, за которой пристально следили в ЦК.
Закон признал экономическую состязательность между госсектором и кооператорами движущей силой социально-экономического развития3. На 1 октября 1988 года было зарегистрировано 48 тысяч кооперативов на 770 тысяч членов - почти в 3,5 раза больше, чем в июне. Главной целью кооперации реформаторы видели мелкосерийное производство востребованных товаров, но на практике этим занялось лишь 22 % кооператоров, 35 % были заняты в бытовом обслуживании, 13 % - в общественном питании, 4 % - в заготовках и переработке вторичного сырья4. Такое положение вещей не преодолевало, а напротив усугубляло товарный дефицит. Подавляющая часть населения к появлению капиталистических веяний отнеслась остро негативно, писали про "узаконенную спекуляцию"5, "выкачку денег из кармана покупателя в пользу предприимчивого дельца, а не государства"6. "Где сейчас возникают кооперативы? - возмущался житель г. Руза. - Там, где можно сразу, за короткое время, без особого труда обогатиться. Это прежде всего общепит и изготовление супермодных вещей"7. Особое раздражение вызывал контингент кооператоров: "Такие молодцы, на которых пахать надо", "...а на шахтах и на заводах не хватает рабочих рук" - жаловались рассерженные бюджетники8.
28 ноября 1988 года, проанализировав донесения с мест и жалобы, направленные в ЦК, Совет министров и всевозможные СМИ, заместитель заведующего отделом экономики ЦК В.П. Можин и заведующий подотделом социальной политики отдела экономики ЦК Н.А. Сташенков подготовили секретную записку председателю Комиссии ЦК КПСС по вопросам социально-экономической политики Н.Н. Слюнькову. Этот документ отражает глубинные противоречия переходного периода и отчасти объясняет, почему рыночные отношения не прижились на почве советской социалистической системы и во многом способствовали ее разложению.
Публикуется впервые.
"О некоторых вопросах деятельности кооперативов в стране"
О сверхдоходах*
[...] Как показали проверки, многие кооперативы реализуют свою продукцию по ценам, в 2-3 раза превышающим государственные (здесь и далее - подчеркнуто в документе. - Авт.). По данным Госкомстата СССР и Минфина СССР, в подавляющем большинстве кооперативов общественного питания наценки на блюда составляют 200-300 и более процентов к их стоимости по калькуляции. В Москве, например, в среднем на каждый рубль, затраченный на покупку исходного сырья, они получают выручку - 2,7 рубля. Особенно много злоупотреблений вскрыто в кооперативах, занимающихся приготовлением и продажей шашлыка. Они взвинтили цены до 20-25 руб. за кг этого продукта.
[...] Проведенные проверки показывают, что в кооперативах складываются неоправданно высокие личные доходы, несоизмеримые с реальными трудовыми затратами. Так, среднемесячный заработок московских кооператоров за 1-е полугодие с.г. составил около 700 рублей, что в 2-3 раза выше зарплаты работников наиболее интенсивного и вредного для здоровья труда на государственных предприятиях. В московском кооперативе "Глория Мода", изготовляющем швейные изделия, в августе с.г. средний заработок его членов составил 1200 рублей. Все это ставит государственные предприятия в неравное экономическое положение с кооперативами и вызывает миграцию рабочей силы. В текущем году в г. Москве, например, перешло на работу в кооперативы более 700 рабочих-строителей, в первую очередь высококвалифицированных. Наблюдается отток работающих из предприятий легкой и местной промышленности, торговли, бытового обслуживания, других отраслей. В результате в городах и районах с дефицитом рабочей силы создаются дополнительные трудности в обеспечении госпредприятий трудовыми ресурсами.
Существующая льготная система налогообложения доходов кооперативов не оказывает сдерживающего влияния на рост личных доходов кооператоров. [...] В Москве, например, за 1-е полугодие с.г. платежи в бюджет кооперативов составили 2% полученных доходов, в то время как платежи государственных предприятий - 40%. [...]
О кадрах кооператоров
Требует улучшения практика организации кооперативов. Преимущественно они создаются путем преобразования в кооперативы действовавших государственных предприятий, что не увеличивает возможности удовлетворения спроса населения. Так, в Москве две трети кооперативов общественного питания было создано на базе существовавших столовых и кафе.
Исполкомы местных Советов зачастую формально регистрируют уставы всех желающих создать кооператив, без учета реальных возможностей обеспечения их помещениями и оборудованием. В результате более 40% зарегистрированных кооперативов бездействует. Они проявляют стремление любыми путями, в том числе и противозаконными, получить необходимую материальную базу. Вопреки законодательству при регистрации кооперативов исполкомы не всегда спрашивают согласия предприятий и организаций, при которых они образуются.
Многие недостатки деятельности кооперативов, вызывающие справедливое недовольство населения, связаны с прямыми нарушениями закона "О кооперации".
Нарушается положение закона о том, что работа в кооперативе, требующая специальных познаний и навыков, может выполняться только лицами, имеющими необходимую подготовку, профессиональную пригодность и соответствующее образование. Фактически в кооперативах общественного питания, например, лишь около одной трети членов имеют профессиональную подготовку. Большинство работающих здесь, а также лиц, индивидуально занимающихся изготовлением пищевой продукции, составляют научные работники, инженеры, строители, таксисты, музыканты, дворники, ветеринары, граждане без определенных занятий. Как следствие, в значительной части кооперативов качество приготовляемых блюд и культура обслуживания низкие, нередки случаи нарушения санитарных норм и правил, пищевых отравлений.
О сокрытии доходов
Подавляющее большинство кооперативов в обход закона, даже при наличии запретов исполкомов, закупает сырье, материалы и товары в розничной торговой сети. Массово скупаются в магазинах мясопродукты, масло животное, сахар, шерстяные и смесовые хлопчатобумажные ткани, нитки, пряжа, застежки "молния", магнитофонные и видеокассеты, фотоматериалы, строительные и отделочные материалы, другие остродефицитные товары. Некоторые кооперативы, преследуя корыстные цели, покупают в государственной торговле швейные, трикотажные и другие изделия и после незначительной их доработки (например, нанесение по трафарету рисунка) реализуют по ценам, в несколько раз превышающим государственные. Все это дестабилизирует местный товарный рынок, создает условия для легкой наживы.
Во многих кооперативах вопреки требованиям закона не ведется в установленном государством порядке бухгалтерская и статистическая отчетность, искажается ее достоверность, что позволяет им скрывать свои реальные доходы и занижать платежи в бюджет. В Москве, например, проверками установлены факты сокрытия доходов на 560 тыс. рублей.
О "левых" концертах
Требует упорядочения деятельность кооперативов в культурной сфере. В настоящее время создано значительное количество кооперативов по тиражированию магнитофонных и видеозаписей, организации зрелищных мероприятий и другие. По данным Госкино СССР, в стране действует более 300 кооперативов по прокату кино, видеофильмов отечественного и зарубежного производства, деятельность которых зачастую не отвечает идейно-воспитательным задачам.
В ряде городов созданы кооперативы, которые организуют концерты с участием популярных мастеров эстрады, устанавливая при этом произвольные цены на билеты. Участники выступлений получают необоснованно высокие гонорары. За 14 концертов, организованных кооперативом "Зенит" (г. Караганда), С. Ротару было выплачено 112 тыс. руб., Н. Чепрага - 27 тыс., Л. Долиной - 12 тыс. рублей. За один концерт, организованный кооперативом "Дерница" на Кишиневском стадионе, А. Пугачева получила 30 тыс. руб., Г. Хазанов - 12 тыс. рублей.
По сообщению МГК КПСС и Мосгорисполкома, предоставление кооперативам права выхода на внешний рынок вызвало немалый интерес к их деятельности со стороны зарубежных фирм, особенно к работе компьютерных кооперативов. Это может привести к утечке секретной информации и интеллектуального потенциала. Отдельные неформальные организации пытаются использовать кооперативы как базу для проведения различных политических акций.
По данным МВД СССР, некоторые кооперативные кафе, устанавливая высокую входную плату, превращаются в места сбора избранной клиентуры, а также уголовно-преступных элементов и дельцов, прожигающих нетрудовые доходы. Их регулярно посещают проститутки, валютчики и фарцовщики. Здесь нередко происходят противоправные сделки, азартные игры и распространение наркотиков.
Выявлены и другие нарушения законов: спекуляция, занятие должностей, связанных с распоряжением материальными ресурсами лицами, ранее судимыми, взятки, эксплуатация наемного труда путем значительно меньшей оплаты за одну и ту же работу привлеченных работников по сравнению с членами кооператива, рэкет.
О дополнительных мерах
[...] По мнению отделов, сложившееся положение требует принятия дополнительных организационных, экономических и правовых мер. В частности, представляется целесообразным:
- установить налог на доходы кооперативов, соответствующий размерам отчислений в бюджет у государственных предприятий, производящих аналогичные товары (услуги);
- освободить от налогообложения или ввести льготные ставки налогов на доходы кооперативов, используемые на развитие производственной и социальной базы. В то же время установить налог за использование трудовых ресурсов, переходящих в кооперативы из государственных предприятий;
- определить порядок установления льгот по налогообложению кооперативов, предоставляемых местными Советами народных депутатов;
- рассмотреть вопрос о создании специализированной налоговой службы, используя опыт других стран (ВНР), предоставив ей право проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности кооперативов, установить многократную материальную ответственность за сокрытие доходов;
- установить единый порядок ценообразования для кооперативных и государственных предприятий, как это делается в других социалистических странах. Предусмотреть в законодательстве ответственность должностных лиц кооперативов за злоупотребления, связанные с завышением цен и спекуляцией;
- для кооперативов общественного питания, учитывая, что они крупу, муку, макаронные изделия, сахар, масло животное, маргарин, чай, кофе, соль, конфеты и другие продукты питания могут приобрести только в розничной торговле, так как на колхозных рынках они не продаются, цены и наценки на продукцию устанавливать в соответствии с существующим порядком в государственных общедоступных предприятиях общественного питания второй наценочной категории. В связи с тем, что мясо, картофель, овощи и фрукты могут быть закуплены в государственной торговле, у населения, колхозов, совхозов, а так же в потребительской кооперации, при расчете цен на изготовляемую продукцию из этого сырья исходить из складывающихся цен договоренности в потребительской кооперации, а наценку устанавливать, как и в первом случае, применяемую в государственных общедоступных предприятиях общепита второй наценочной категории к стоимости исходного сырья по розничным ценам;
- установить единый для кооперативов и государственных предприятий порядок обеспечения кооперативов материальными ресурсами;
- Госагропрому СССР, Центросоюзу, Совминам союзных и автономных республик, край(обл)исполкомам провести необходимую работу по созданию специальных торгово-закупочных кооперативов, которые занимались бы закупками сельскохозяйственных продуктов и снабжением ими кооперативов общественного питания;
- уточнить правовые основы привлечения граждан на временную работу в кооперативы по трудовому соглашению, исключающие элементы эксплуатации чужого труда путем меньшей оплаты привлеченных лиц по сравнению с оплатой членов кооператива за одну и ту же работу;
- при создании кооперативов исходить прежде всего из наличия надежной сырьевой базы, свободных помещений и оборудования. В связи с этим следовало бы внести соответствующие дополнения в законодательство о порядке регистрации кооперативов, имея в виду регистрировать только те из них, для которых подобраны помещения, имеются свободные ресурсы оборудования и предоставлять их в основном на конкурсной основе, что практикуется во многих социалистических странах. При организации кооперативов общественного питания следовало бы обуславливать, что при наличии необходимых возможностей они должны, как правило, сами производить сельскохозяйственную продукцию, организовывать подсобные хозяйства по выращиванию мяса, плодоовощной и другой продукции;
- запретить регистрацию кооперативов общественного питания и выдачу гражданам патентов на индивидуальную трудовую деятельность по изготовлению пищевых продуктов, если претендующие на это лица не имеют специальной профессиональной подготовки;
- усовершенствовать отчетность о деятельности кооперативов, чтобы уменьшить возможность сокрытия ими доходов и облегчить контроль за их деятельностью;
- усилить контроль за соблюдением кооперативами закона "О кооперации в СССР", в полной мере использовать право воздействия на кооперативы, нарушающие законодательство, вплоть до их ликвидации;
- разработать нормативные акты, регламентирующие внешнеэкономические связи кооперативов.
В. Можин, Н. Сташенков
28 ноября 1988 года
- РГАНИ. Ф.5. Оп.101. Д.719. Л.68-79.
*Подзаголовки расставлены редакцией для удобства чтения.
- 1. Статья подготовлена в рамках НИР "Социально-экономическая трансформация России в 1987-1999 гг. Между проектами реформ и социальной реальностью".
- 2. Кооперативы: первые шаги, поиск, практика, проблемы// Катера и Яхты. 1988. N 136.
- 3. Закон "О кооперации в СССР".
- 4. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 101. Д. 719. Л. 68.
- 5. Там же. Л. 89.
- 6. Там же Л. 103.
- 7. Там же. Л. 100.
- 8. Там же. Л. 101.
Семь причин угробить частника. Комментарий доктора экономических наук Якова Миркина к "секретной записке" ЦК КПСС
В чем смысл впервые публикуемой "секретной записки" о кооперативах?
1) Они слишком много зарабатывают,
2) у них слишком высокие цены,
3) они используют госимущество,
4) к ним уходят специалисты,
5) у них слишком большие личные доходы,
6) они опустошают розницу,
7) от них есть вред (идеология, криминал, утечка секретных данных).
Что сделать с кооперативами? Нет, не запрещать. Но по факту - утопить.
1) Перегрузить налогами,
2) все ресурсы - только по планам, фондам и лимитам, как в госсекторе,
3) цены, как в госсекторе, единый порядок (то есть "сверху"),
4) больше отчетности,
5) ограничить регистрацию и допуск рабочей силы,
6) гораздо больше контроля.
Попытка создать частнику режим "как в госсекторе", когда последний не справляется с главной задачей - высокое качество жизни, это значит - угробить частника.
Не время для дискуссий
Трудно сказать, какой был итог у этой секретной записки. Может быть, что-то ужесточилось, ухудшилось. Но, скорее всего, она не успела ни на что повлиять. В жизни СССР происходили стремительные перемены, которые вытесняли все дискуссии о кооперации и частнике на второй план.
В 1987-1988 гг. начался упадок централизованных систем управления в СССР, слабело влияние "единой и направляющей силы" - партии, быстро росло значение параллельных центров власти, прежде всего в союзных республиках. Они все больше пытались оттолкнуться от центра. С середины 1988 г. шли глубокие политические реформы, менялась структура власти (Съезд народных депутатов).
Как следствие - тяжелейший удар по директивной экономике СССР. Ведь что значит "директивная"? Планы, цены, распределение любых ресурсов (материальных, денежных, рабочей силы) - сверху. Фонды, лимиты, нормы, ежегодно всем и вся указать, что произвести и куда направить. Как только в этой системе начинается неповиновение - она отказывает, начинает умирать, ускоряя смерть политического организма.
Так и произошло в 1987-1991 гг.
Минус интересы населения
Кооперативы, частники были только частью этой мозаики. Попытка их "прессинга" - только малая частичка происходящего. А могло ли быть все по-другому?
Да, если бы в центре реформ 1988-1990-х были бы в первую очередь интересы населения. Если бы накормить и одеть было главным лозунгом этих реформ. Если бы дать тепло и жилище, дать удобную социальную инфраструктуру ставилось во главу угла. Если бы "богатеть" для каждого было бы действительно на повестке дня, а сбережения населения не рассматривались бы как ненужный навес, который нужно и можно уничтожить денежными реформами, чтобы двигаться дальше.
И, наконец, если бы реформа власти, ее вертикалей шла с задержкой, а на первое место, хотя бы лет на 7-10, была поставлена задача: накормить, одеть, построиться, резко поднять уровень жизни. Осторожно приоткрыться, чтобы получить новейшие технологии (отставание оценивалось в 10-15 лет).
Иначе говоря, по-новому повторить нэп 1920-х.
Что тогда было в начале? Гигантская разруха 1917-1920 гг. Что уже через три года, в 1923 г.? Накормленная страна. Довоенный, 1913 г., уровень производства был перекрыт к концу 1920-х. Темпы роста были выше, чем в "сталинскую" модернизацию 1930-х.
Упущенная альтернатива
Знали ли мы в конце 1980-х, как сделать нэп 2.0? Ответ - да. Предлагалась двухсекторная экономика. Когда доля госсектора каждый год осторожно сжимается, бурно "расцветают" кооперация, частники, а госпредприятия начинают работать в двойном режиме (доля планов, фондов, лимитов потихоньку сокращается, все больше продукции выбрасывается на рынок по свободным ценам), от них откалываются частные компании (осторожная малая приватизация). Все "неправедности", о которых говорилось в "секретной записке", были бы исправлены быстрым ростом предложения товаров и услуг при осторожном госрегулировании, устраняющем острые деформации.
Именно так все и начиналось в 1987 г. Но развалились вертикали. В экономике победил "большой скачок" - сделать рынок немедленно. Индустриальная машина Союза была сброшена вниз без тормозов. А идеология от "не дать им богатеть" быстро ушла к другой крайности: "имейте, сколько хотите, все раздать".
Главный урок
Любые реформы должны быть популярными. Это главный урок. Начинать только с тех реформ, которые реально улучшают положение людей. Главная проблема "перестройки" 1980-х в том, что рост благосостояния на деле не был целью N 1. Масса других целей - высвобождение, обновление, демократизация, новое мышление, гласность, конец холодной войны, ускорение, интенсификация, научно-технический прогресс, догнать в технологиях, самостоятельность, самоокупаемость и т.п.
Если реформы делают семьи состоятельнее - модели коллективного поведения меняются. В стране возникает центростремительное движение. Оно способно преодолеть любые конфликты интересов, любую деструкцию по вертикали или горизонтали. Перелом конца 1980-х был бы на порядок мягче.
История не имеет сослагательного наклонения. Мы это выучили наизусть. Но важно еще и выучить, с такой же твердостью, ее уроки, чтобы встретить в будущем "с прибылью", а не гигантскими потерями любые новые волны изменений, от которых не свободно любое общество.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем