
из архива Виктора Локалова
Медаль "За отвагу", найденная на смоленском аэродроме.
Линия между Вязьмой и Ржевом в Великую Отечественную стала красной. И потому, что направление было крайне важным, и потому что она обильно полита солдатской кровью.
Только кажется, что Великая Отечественная где-то далеко. Но она - рядом. Потому что наши бойцы все еще лежат здесь, прорастая новыми лесами, как поет Игорь Растеряев. Или там, где с облачком пыли ходит рожь на холме - это уже из бессмертного стихотворения Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом".
Но на поле, где была сделана удивительная находка, хлеб после войны не сеяли. И даже землю не пахали. Потому что под небольшим слоем дерна и мха сохранялась взлетно-посадочная полоса.
…Войска Красной армии понесли большие потери на линии Вязьма - Ржев, но их мужество и стойкость, проявленные в боях на этих рубежах, навсегда в истории. Она часто напоминает о себе. Мой брат Виктор давно изучает период немецкой оккупации Сычевского и Новодугинского (он был образован уже после войны) районов Смоленской области. Из этих мест наши предки - отсюда на войну ушел прадед, отсюда перегонять в Рязанскую область колхозное стадо отправилась прабабушка с детьми. Сюда же и вернулись, когда Красная армия немца прогнала.
Эта часть Смоленщины была оккупирована с осени 1941-го по март 1943-го. За это время немецкие солдаты добротно обосновались тут. Тыловые части занимались вывозом древесины из лесов и подготовкой пополнения для частей, которые участвовали в битве за Москву. По рассказам, которые дошли до нас, солдаты вермахта, находившиеся в этих местах, боялись попасть на фронт - ближе к советской столице.
Здесь были организованы госпиталя, в которых проходили лечение немецкие солдаты с передовой. Например, в крупном селе Тесово не было боев и разрушений - даже сохранилась старинная церковь. Хотя в соседнем Ивановском храм был уничтожен, а в Милюкове церковь серьезно пострадала.
В этих местах немцы устроили аэродром "подскока" - для кратковременной стоянки и дозаправки самолетов, которые отправлялись на запад, бомбардировать позиции Красной армии. По одной из версий, этот аэродром дублировал тот, что находился близ села Дугино. Оно расположено как раз на линии Вязьма - Ржев. Эта взлетно-посадочная полоса была второй по значимости после аэродрома Двоевка, что рядом с Вязьмой.
Аэродром в Дугино появился, по некоторым данным, в 1930-х - тогда на нем базировалась летная школа. В августе - октябре 1941-го отсюда взлетали советские истребители и штурмовики. Но после оккупации Сычевского района немцы заняли аэродром и позже построили тут полутораметровую бетонную взлетно-посадочную полосу, установили мощные прожекторы и защитили все зенитными батареями и аэростатами.
Непосредственно стройкой занимались советские военнопленные, многих из которых фашисты сожгли в концлагере в соседней деревне Хотьково в декабре 1942-го. Оставшиеся в живых военнопленные продолжали обслуживать аэродром вплоть до отступления немцев в феврале 1943-го.
За полтора года оккупации они оставили здесь артефактов на десятилетия: гильзы от осветительных патронов, крышки от взрывателей авиабомб, консервные банки, авиазапчасти.
После освобождения Сычевского района и до 1944 года аэродром вновь использовала в своих целях уже наша военная авиация. Взлетно-посадочная полоса сохранялась и в последние годы была покрыта небольшим слоем дерна и мха. На этом ковре, как грибы, можно было собирать различные вещи времен войны.
То, что брат находил здесь и в округе, он передавал в Новодугинский краеведческий музей. Но находка, сделанная им совсем недавно, - особенная.
- В этом году техника добралась до бывшего аэродрома и буквально выкорчевала бетонное основание. Но незадолго до этого, в очередной раз выйдя на бетонку, я поднял с ковра из мха и дерна медаль "За отвагу". Честно говоря, не поверил глазам, увидев ее, потому что было ощущение, что кто-то просто положил награду на поверхность. Как будто она и не лежала в земле несколько десятилетий, - рассказал брат.

Он стал устанавливать имя владельца медали. И по номеру на реверсе выяснилось, что медалью "За отвагу" был награжден Машин Степан Алексеевич, 1925 года рождения, уроженец города Бутурлиновка Воронежской области.
- Судя по документам, которые удалось найти в интернете, Степан Алексеевич был награжден медалью "За отвагу" за то, что первым поднялся в атаку при овладении переправой через реку Охно в 1944-м году. Река с подобным названием - Ohne по-эстонски и Ыхне по-русски - есть в Эстонии. Но как медаль оказалась на аэродроме в Смоленской области, при том, что Степан Машин был не летчиком, а автоматчиком? - задается вопросом брат.
Ему удалось найти страницу фронтовика на сайте "Бессмертного полка" - она создана Машиной Доминикой Андриановной. Внучкой? Правнучкой? Брат написал ей - и теперь мы вместе ждем отклика.
А "Родина" планирует обратиться за содействием к Поисковому движению России.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем