Среди драматических эпизодов, выпавших на долю отечественного подводного флота в годы Великой Отечественной войны, кампания 1943 года на Балтике занимает особое место. Тогда пропали без вести две из трех подлодок, участвовавших в операции, и ни одной из них так и не удалось вырваться за пределы Финского залива.
Невыполнимая директива
Причиной стала качественно усилившаяся противолодочная оборона (ПЛО) противника. В ее основе лежали два противолодочных рубежа - передовой Гогландский и главный Нарген-Поркалауддский. Причем второй, помимо системы минных заграждений, дозоров, береговых наблюдательных постов и шумопеленгаторных станций, включал двойную противолодочную сеть (заграждение "Вальросс" - Морж), выставленную от берега до берега на всю глубину Финского залива.
100-мильное пространство между рубежами патрулировалось вражескими поисковыми корабельными группами и противолодочными самолетами, мешавшими подлодкам всплывать и производить зарядку аккумуляторных батарей.
Увы, возможность блокирования подлодок исключалась тогдашней отечественной военно-морской теорией. На разных уровнях продолжали звучать утверждения, что форсировать Нарген-Поркаллауддский рубеж, безусловно, возможно.
Эти соображения легли в основу директивы Военного совета Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) NoОП/885сс от 19 июня 1943 года. В ней командиру бригады подлодок ставилась задача развернуть на коммуникациях противника в Балтийском море 6-8 подлодок. Развертывание планировалось начать с 20-25 июля, после периода белых ночей.
30 июня стало известно, что сеть является двойной, и протянута от эстонского острова Найссаар до финского острова Филинтгрунд (3 мили к северо-востоку от маяка Порккалан-Каллбода). 6 июля это подтвердила воздушная разведка.
Но гладко было на бумаге...
Непроходимая сеть
Обнаружение сплошной неразрывной двойной преграды, протянутой поперек всего Финского залива, заставило командование Балтфлота изменить предыдущие указания. 10 июля вице-адмирал В.Ф. Трибуц утвердил директиву No ОП/985сс, в соответствие с которой выходу второй группы подлодок (2-й эшелон) должна была предшествовать специальная разведывательная операция. Ее планировалось осуществить силами двух средних и одной малой подлодок. Выбор командира бригады пал на С-9 (капитан 3-го ранга А.И. Мыльников), С-12 (капитан 3-го ранга А.А. Бащенко) с экипажем примерно по полсотни человек.
Замысел предусматривал скрытую проводку обеих подлодок к острову Лавенсари (ныне - остров Мощный). С-12 выводилась в сопровождении надводных кораблей, охранявших ее от мин, воздушного и надводного противника, в точку погружения западнее острова и самостоятельно в подводном положении форсировала Гогландский рубеж и входившее в его состав минное заграждение "Зееигель" (Морской еж). Затем она должна была преодолеть среднюю часть залива и подойти к сетям в том месте, где предварительно они разрушались ударами авиации.
Обеспечение прорыва легло на морскую авиацию. Для уничтожения сетей между 22 и 30 июля было произведено 27 вылетов Ил-4 со 100 килограммовыми бомбами (сброшено всего 240 бомб) и три вылета с высотными циркулирующими торпедами. Сбрасывание последних результатов не дало (торпеды не взорвались). А поскольку бомбометание осуществлялось ночью с 1100-1500 метров, его результаты летчиками не наблюдались.
Ни данные нашей авиаразведки, ни материалы немецкого командования не дают оснований считать, что сетям был нанесен какой-либо ущерб.
Проводившиеся силами Балтфлота мероприятия по обеспечению прорыва подлодок совершенно не удовлетворили руководство наркомата ВМФ и Главного Морского штаба (ГМШ). Тем не менее 22 июля сотрудник Организационно-мобилизационного управления капитан-лейтенант А.И. Круковский направил на имя начальника штаба доклад, в котором предлагал временно отказаться от активного использования подводных лодок в Балтийском море, так как "нецелесообразно продолжать дело, неэффективность которого очевидна, и которое больше приносит вреда нам, чем противнику".
Реакция на доклад Круковского оказалась ожидаемо жесткой…
Смертельный поход
Переход подлодок в точку погружения начался вечером 26 июля. В ночь на 28-е лодки прошли от Шепелевского маяка до Лавенсари. С-12 была выведена в точку погружения на следующую ночь. Утром и днем 29-го она скрытно форсировала Гогландский рубеж и пошла к острову Кери. Оттуда 1 августа в 02.55 Бащенко передал, что пополнил запас электроэнергии до нужного значения и начинает движение в район сетей.
Эта радиограмма стала последней.
В 2016 году остов погибшей на мине субмарины был найден в 5 милях северо-восточнее точки, откуда ей предписывалось начать форсирование сетей в пределах минного заграждения "Насхорн" (Носорог).
Поход второй подлодки, выделенной для участия в "разведывательной операции", продолжался несколько дольше. Подлодка четырежды задевала за минрепы якорных мин. Фактически С-9 при ведении разведки у сетей пришлось пересечь не менее 40 линий мин "Насхорна". Она лишь чудом не повторила судьбу С-12. Главным же было то, что сети в месте, указанном в "боевой директиве", оказались целыми. Не удалось добиться уничтожения преграды и самой подлодке, стрелявшей по сети торпедой, хотя та и взорвалась.
В 2013 году остов подлодки был обнаружен в Нарвском заливе в южной части заграждения "Зееигель". Причиной гибели стал подрыв на донной неконтактной мине…
Позднее прозрение
13 августа, в день гибели С-9, вице-адмирал В.Ф. Трибуц получил директиву наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, в которой ставилась задача "продолжать вывод подводных лодок в Балтийское море, предварительно обеспечив в возможной степени безопасность их движения разведкой, изучив систему сетей и установив методы их форсирования".
Но к тому моменту командование Балтфлота уже могло окончательно убедиться, что таких методов не существует.
24 августа комбриг С.Б. Верховский представил Военному совету КБФ доклад о боевых действиях бригады с начала кампании 1943 года. О заграждении "Вальросс" он написал:
"Форсирование сетей в подводном положении, из опыта подлодки С-12, невозможно... Форсирование сети над водой связано с потерями ПЛ и практически также невозможно, так как даже успешный проход ПЛ в одном направлении будет обнаружен противником, и следующий раз ПЛ придется форсировать сеть в другом месте".
Отмечалась и невозможность уничтожения сетей авиацией. Доклад завершался рядом предложений, главное из которых выглядело так:
"Выпуск ПЛ для форсирования Финского залива с задачей дальнейших действий в Балтийском море прекратить".
Дело было не в отсутствии расчетов, и не в недостаточности данных разведки. Дело было в нежелании признать то, что противник оказался сильнее.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем