издается с 1879Купить журнал

Учительница Федосья Паславская: счастливое лето 1896 года

Наставница школьной колонии - об удивительном отдыхе петербургских детей, организованном депутатами и благотворителями

В последнее десятилетие XIX века городские учителя, благотворители и гласные Петербургской городской думы озаботились организацией летнего оздоровительного отдыха для болезненных детей.

В 1895 году по инициативе члена думской комиссии по народному образованию, присяжного поверенного Николая Александровича Нечаева (1852-1905) в его усадьбе "Калищи" в Лужском уезде (ныне деревня Калищи Лужского района) на средства капитала Лашкевич была устроена колония на 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек)1. А уже на следующий год на средства городской думы и капитала Галнберг Нечаев начал подготовку для устройства девяти колоний под Лугой и одной под Выборгом. Учебным процессом ведала его супруга Ольга Константиновна (1860-1926) - деятельница женского движения2.

Инициатор детского оздоровительного отдыха Ольга Николаевна Нечаева. 1900-е годы.

Педагогический коллектив во главе с учительницей А.Н. Дементьевой набрал 250 детей из городских училищ. У местных крестьян были наняты дачи с большим крытым балконом в 5-6 комнат и площадками для игры. Заведующих колониями обязали вести дневники. Автор одного из них - молодая учительница 5-го Коломенского мужского училища Федосья Ивановна Паславская, руководительница детской колонии в деревне Гобжицы Луждского уезда. Оригинал ее рукописи хранится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга - "Дневники воспитателей детских групп Колодницкой Е., Паславской, Сергопольцевой Е.Д. и Шишимороой"3.

Обед на природе, раздача каши. 1913 год.

Выдержки из дневника публикуются впервые. Сохранены орфография и стилистика оригинала.

Подзаголовки для удобства расставлены редакцией.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта N 22-18-00421.

30 мая 1896 года. Отъезд

Выехали мы с Петер.<бургской> станции в 10 ч. 30 мин.4 Провожавшие родители с узелками толпились на платформе, с последними наставлениями крестят, а некоторые плакали, скрылись из наших глаз. Дети были веселы и только две девочки собрались было поплакать, но тотчас же перестали, занявшись поездом и смотря в окно.

В вагоне мы стали знакомиться. Все 20 девочек были ласковы, вежливы, услужливы, но не все разговорчивы. Две были (Васильева Ольга и Черниченко) очень бледные, вялые, анемичные и только слабо улыбались под общим впечатлением поездки и восторгались из всего виденного в окне. Телята и жеребята, пасущиеся на лугу, восхищали детей. <...>

Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге. Почтовая открытка начала ХХ века.

31 мая. Обустройство

Мы встали поздно занялись приготовлением каждый своего угла. Понадобились гвоздики и молоток для иконки у кровати и полотенца. Через час у каждого в изголовье висели образки, которыми благословили их родители. Большие девочки повеселели и тоже захлопотали устройством своего угла. О слезах нет и толку. Но было время осмотреться и начали с того, что осмотрели палисадник и сад, намерили, где клумбы и грядки для огородных овощей. Расчистили дорожки, достали песку и посыпали. Лопаты и грабли были все утро нарасхват. Познакомились с местностью, где купаться и как ближе пройти.

Наша дача состоит из 3-х больших комнат. На востоке в первой - девочки более большие 12 человек, в середине комната <на> 2-х - заведующую и ее помощницу - кандидатки, в 3-ей - 4 мальчика и меньшие девочки, и кухарка. Кухня очень мала, да и лучше, если взрослый будет при маленьких в спальне. Балкон служит столовою и вид на лужайку под горою превосходен. Купание в 10 минутах ходьбы, тут же под горою. Хозяева приветливые и доставляют нам всевозможные удобства.

1 июня. Распорядок дня

День расположили так: вставали не позже 8 ч., но желающие могут и раньше. 1/2 часа на одевание, и 1/2 ч. на прибор постелей и молитва. В 9 ч. молоко с черным хлебом, который кстати сказать чисто ржаной, прекрасно выпеченный и очень вкусный. Кому надоедало молоко мог брать чай с молоком. Отдельно чай нельзя пить: вода очень невкусна и чем-то отдает.

В 12 часов завтрак, состоящий из чего-либо оставшегося от вчерашнего обеда 2-го блюда или какая-нибудь каша, яйца, макароны и т. п.

Обед в 4 часов, а иногда раньше, когда собирались далеко идти гулять. Обед два блюда, суп и мясное жаркое с кашей. После обеда чай, потому что воду сырую пить невозможно было. В 8 часов молоко кислое или сладкое и что-нибудь с хлебом.

Утро после чаю до 10 ч.<асов> дежурные девочки убирают комнаты, чинят белье, мальчики чистят дорожки, поливают цветы, подметают балкон. 10 ч. работают на балконе до 1/2 12 <часов> и одна девочка читает вслух детскую книжку (первая книга Твена Оборвыш)5. В 1/2 12 <часов> разуваются и идут купаться. Разуваются потому что к 12 <часам> уже настолько жара и до речки идти по мокроте жалко башмаков, которые у других единственные на все лето.

Группа воспитанников на берегу реки после прогулки на пароходе. 1900-е годы.

Купающихся ожидает завтрак и после него опять садятся за работу при плохой погоде, а при хорошей идут гулять подальше в лес и после обеда работают, или же после обеда предпринимается дальнее путешествие и только когда смеркаться начет и скот пригонят домой явимся мы к ужину. Сегодня мы после обеда ходили в лес. Сколько невиданных цветов, трав набрали. Некоторые дети никогда не видели многих растений, набрали папоротников, мху, вереску на обрыве и др. вещи. С горки по траве катились кубарем, играли в пятнашки на лужайке и поздно вернулись домой. <...>

7 июня. Первые выводы

<...> В перелеске нашли много земляники и набросились, но она еще зеленая, хотя попадались спелые ягодки. Дети просили качели, но теперь некогда, интереснее в поле ехать на лошадях в деревянных седлах. Я думаю в воскресенье мальчикам будет скучно и вопрос о качелях поднимется. У нас есть столб для гигантских шагов, но веревок нет, бросили толковать об этом - некогда.

Я думаю, если бы бездомных Петербургских сирот приючивать на лето в деревне в любую семью, конечно, благочестивую и нравственную в деревне, то эти несчастные дети были бы самыми полезными по трудолюбию членами этой семьи. Видя невзгоды петербургской жизни и уют жизни здесь, они просто рвутся услужить и что-либо делать полезное, т.е. чтобы они сами замечали, что они работники и нужные люди.

27 июня. День стирки

Сегодня день стирки. Утром, пока стиралось белье, девочки занимались рукоделием и читали сочинение Пушкина "Капитанская дочка". Мальчики ходили в ближайшую рощицу наломать прутьев; они принесли их домой, обстругали и поставили их на той гряде у балкона, где поднимаются турецкие бобы. После завтрака большие мальчики ходили с крестьянскими сверстниками ловить рыбу. А девочки пошли помогать полоскать белье в речке, подсинивать, потом развешивали по частоколу. Другие снимали сухое белье и по очереди гладили.

Вечером ходили гулять в поле. Проходили полосою, засеянной овсом с одной стороны и с другой льном. Обращено было внимание детей на то, что овес заколосился, а лен уже зацвел. Большинство детей видело это первый раз. <...>

29 июня. Праздник на лужайке

Дети проснулись очень рано и с утра начали приготавливаться к детскому празднику, устраиваемому Н.А. Нечаевым для всех колоний. Принарядились, как только могли с венками на головах, с гирляндами через плечо, с песнями радостные и веселые двинулись к берегу, где нас ожидала большая лодка, назначенная перевезти нас.

Воспитанники детской колонии в маскарадных костюмах в лесу под Лугой. 1898 год.

У перекрестка на месте назначения встретились все колонии. Каждой колонии для различия были даны цветные флаги и бантики на плечо. С песнями двинулись разноцветные колонны к лужайке, где и расположились группами. Начались песни по очереди. Потом все колонии перемешались; начались общие игры, пение и хороводы. Сообща спели гимн "Боже, Царя храни!", "Славься, славься!", "Многие лета!", а более двадцати детских песен каждая колония. Потом им было предложено угощение: пряники и конфеты, а нам чай. <...>

24 июля. Прогулка по лесу

Мальчики заняты с утра: продолжают возить снопы с поля; некоторые рассказывали, что они видели, как молотят хлеб и веют его. Девочки работали и читали сочинение Пушкина "Евгений Онегин". После завтрака они отправились гулять. Прогулка оставила у детей большое впечатление. Они нашли опять новое место: красивую лужайку, с одной стороны кот. высокий склон горы. Дети кубарем скатывались с горы в траву. Нашли лесную малину и красную смородину, видели суслика; некоторые девочки видели змею.

Вечером после обеда девочкам пришло на мысль разыграть "Золушку". Разделили между собою роли, представили, решили разучить хорошенько и в воскресенье дать настоящее представление. <...>

Воскресенье, 28 июля. "Золушка"

Было пасмурно. В церковь не пошли. После молока читали Евангелие. Потом дети стали приготовляться к представлению. Сами устроили сцену, из простыней сделали занавес, украсили зеленью. Разыграна была "Золушка". Нужно было заняться костюмами, обстановкой. После обеда была репетиция, а в 3 часа представление.

Собралась посмотреть почти вся деревня, очень много было крестьянских детей. В саду были поставлены скамейки, а также сидели и на балконе. Позвали мальчика, умеющего играть на гармонии. Так что танцевали на сцене под музыку. Дети по-своему очень умело исполняли свои роли и со стороны зрителей встречали большое одобрение, что понятно более воодушевляло действующих лиц. Перед началом театра и по окончании дети исполнили народный гимн: "Боже, Царя храни!". Затея их вообще вышла удачно; они решили в следующее воскресенье разыграть "Белоснежку" и "Красную шапочку".

По окончании спектакля начались танцы; под звуки гармонии дети танцевали польку, кадриль с участием деревенских девушек. Когда начали расходиться, то некоторые благодарили даже за доставленное им удовольствие. Сегодня дошла очередь до нашего хозяина быть десятским. Наискосок нашей избы он собрал крестьян на сходку поговорить о крестьянских делах. Многие из наших мальчиков присели около них и с интересом слушали их деловую беседу. <...>

2 августа. Дыхание осени

Девочки ходили полоскать белье, п.ч. стирка была перенесена через день по случаю праздника. Часть высушенного белья гладили. Стоят сырые холодные дни. Все говорит о приближении осени. Поля уже сжаты. Крестьяне уже сеют озими. <...>

4 августа. Пикник на реке

В церковь не пошли, п.ч. ночью был ливень и понятно утром сыро. До обеда дети играли; после обеда мы хотели устроить литературный вечер; стали готовиться. Вдруг сын нашего хозяина, кот. ходил в Калище, объявил нам, что Нечаев приглашает нас на берег реки, куда уже собралась только одна колония из Калища6. Дети были очень обрадованы, бросились с визгом, с криком переодеваться и накалывать цветные бантики. Собравшись в пары, с сиреневым флагом впереди, двинулись мы на берег реки. По лугу все время пели, масса деревенских детей сопровождала нас.

Хорошо летом!

Нас перевезли на другой берег в большой лодке. Обе колонии обменялись приветствиями и громкое "ура" все время неслось по реке. Выйдя на берег, дети поздоровались с присутствующими. На берегу уже горел большой костер; дети же делали из земли сами печки, зажигали бересту, подкладывали туда и пекли картофель. Таким образом каждый сам устраивал костер и с удовольствием ел испеченную картошку. Взрослые пили чай и угощались яблоками. Нашим детям, так как гостям были тоже розданы яблоки. Деревенские дети нашей деревни также были привезены, принимали участие в празднике и получили угощение. В 5 часов прошел пароход "Надежда", дети выстроились в колонну и все время кричали "Ура", махая платками и шапками. <...>

9 августа. Праздник в Калище

Утром дети проснулись и были очень обрадованы, что погода переменилась и можно было ехать в Калище. Действительно, день выдался хороший. Дети до обеда собирались. Пообедав они выстроились в пары и отправились на берег реки. Нас перевезли в большой лодке на противоположную сторону. Там мы немного поторопились идти, чтоб. поспеть вовремя на спектакль. Придя в Калище, мы прошли прямо в парк к Нечаевым. Туда собрались уже колонии: Путятинская и две Перечицких. Были собраны сначала дальние колонии за недостатком места. Для других колоний спектакль будет повторен в воскресенье.

Сцена была устроена в зале помещичьего дома. Пока приготовлялись к театру, дети гуляли и осматривали сад. Потом все колонии выстроились в пары и их ввели в зал и рассадили в ряды на полу. Первая пьеса была "Храбрые воины", вторая "Осенний день в деревне". Вообще пьесы были разыграны детьми Калищенской колонии. Во время антракта дети получали яблоки. Детям очень понравились обе пьесы; впечатление было так сильно, что на другой день наши мальчики, получив от крестьянина-соседа старые каски, все время играли в солдаты. <...>

На обратном пути проходя лесом дети собирали грибы и, не имея корзинок, они набирали их кто куда: в шапки, передники, платки. Нашли много брусники. Переезжали через реку уже на челноке по очереди, п.ч. лодка ушла с товаром. В промежуток между пьесами наших детей веселили. <...>

Н. Богданов-Бельский. Рыбалка на реке. 1900-е годы.

13 августа. Скоро домой

Надо торопиться с дачи. Было жарко, становится холодно, да и лучше до сельского праздника уехать. Дети запасают рябину, яблоки, грибы и у каждой по мешку. Особенно девочки отличались бережливостью в собирании и тяготили к себе к собиранию. Мальчики рассеяны и наслаждаются настоящим, не собирают, а после жалеют. Даже веники березовые поедут в Петербург. Жаль, что нет русской печи и с сушкой грибов большое затруднение.

16 августа. Сборы

Весь день в приготовлении. Решено было выехать 17 на завтра утром с пароходом на станции. Надо было с вечера все уложить, потому что вещи на хозяйских подводах должны выехать еще раньше. Все сундучки переполнились деревенскими гостинцами - яблоки, рябина, грибы, кроме того у старших были тетради с высушенными растениями, которые мы рассматривали, лесные и полевые: курослеп, земляника, багульник, одуванчик, василек, глухая крапива, болиголов, мак, горох, кукушкин лен, мох, папоротник, хвощ, водоросли, цветной картофель, полевая гвоздика и др. <...>

Многие даже наготовили веники и как с букетами ехали дорогою. Взяли с собою коллекцию насекомых, что за лето насадили на булавки. Спать легли на полу на сене для скорости сборов и потому что многие вещи были уложены. Девочки больше радовались предстоящей встрече с родителями, хотя большинство со вздохами говорило, что дома не то и жалели деревню, так им хорошо и плакали. Мальчики же все без исключения не хотели ехать и трое плакали. <...>

17 августа. Прощание

Поднялись ни свет, ни заря. Все бодрые и веселые, боялись проспать парохода. Настоящий пикник. В руках букеты (все на память, в городе дорого и нет), корзинки с грибами, собранными накануне и целая корзинка с завтраком, который был на станции. Напившись молока, двинулись мы к берегу, где должны были ожидать парохода. Моросил маленький дождь, но настроение наше не портилось от того. Вещей оказалось много, подводы ушли рано, и забытые вещи пришлось нести в руках. Это был канун сельского праздника Фрола и Лавры и люди были не на работах, а варили пиво. Крестьянские дети вышли нас провожать до реки, прощались с приятельницами, старшие с обещанием писать. <...>

С 1897 года Петербургская городская Дума ежегодно субсидировала деятельность девяти колоний под Лугой, по их образу были открыты еще две на реке Неве в имении Н.А. Лейкина, в которых отдохнули и оздоровились до Первой мировой войны более 5000 городских детей.

  • 1. Двадцатипятилетие начальных училищ города С.-Петербурга. 1877-1902: отчет Городской комиссии по народному образованию. СПб., 1904. С. 260-261.
  • 2. Веременко В.А., Степанов С.В. Дневник воспитательницы летней детской колонии Петербургской городской думы в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии учительницы П.И. Шишипторовой (публикация, вступительная статья, комментарии) // История повседневности. 2023. N 2. С. 213-226.
  • 3. ЦГИА СПб. Ф. 577. Оп. 1. Д. 6. Л. 109-163.
  • 4. Имеется в виду Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге. В настоящее время вокзал используется в качестве торгово-развлекательного комплекса.
  • 5. Имеется в виду повесть М. Твена "Приключения Тома Сойера" (1876).
  • 6. Калище - усадьба устроителя колоний Н.А. Нечаева на реке Оредеж, ныне поселок Лужского района Ленинградской области.