издается с 1879Купить журнал

Учитель истории Светлана Фокина: Все свои тревоги несу в класс

Педагог из Ангарска накануне нового учебного года искренне поделилась с "Родиной" своими экспериментами, беспокойствами и болью

О том, что учительница истории и обществознания школы № 6 из Ангарска Светлана Фокина время от времени использует публикации "Родины" в качестве дополнительной иллюстрации и подспорья на уроках, в редакции узнали в общем-то случайно. Тогда же решили, что не только гора идет к Магомету, но и журнал - к верным и преданным читателям, чтобы поближе познакомиться.

Светлана Фокина ведет урок вместе с "Родиной".

из личного архива

Светлана Фокина ведет урок вместе с "Родиной".

Светлана Алексеевна гостю из Москвы обрадовалась, вместе с мужем Игорем Викторовичем, сливщиком-наливщиком нефтепродуктов Ангарского нефтехимкомбината, у которого на тот день выпал выходной, отвезла первым делом на берег Байкала (как же без этого?), провела экскурсию по Ангарску и пригласила к себе домой на чай с мороженым.

Правда, искренне переживала из-за повышенного и, как ей казалось, незаслуженного внимания к собственной персоне, несколько раз повторила, мол, она не историк, а лишь школьный учитель. Но я объяснял, что приехал не экзамен о знаменательных датах из прошлого государства Российского принимать, а для разговора о ее, Светланы Фокиной, истории. Личной. И знакомства с ее родиной. Малой.

На Байкале. Фото: из личного архива

На том и порешили.

О выборе

- Правильно понимаю, что у вас, Светлана Алексеевна, в роду никто историей не занимался?

- Профессионально? Нет. Папа немного увлекался. Когда была ребенком, задавала вопросы о тех или иных событиях, заинтересовавших меня. Он отвечал, как мог, объяснял.

- Кто отец по образованию?

- Рабочий. Трудился слесарем на промышленном предприятии.

Должна сказать, что родом я из Красноярского края. Назаровский район, село Сахапта.

- Как, простите?

- Сахапта. Вроде населенный пункт с таким же названием есть в Чувашии. Видимо, что-то тюркское. На русский переводится как "яма".

- Там действительно есть углубления?

- Сопки точно имеются, а остальное... На подъезде к селу возникает ощущение, будто оно расположено в низине. Но, может, это мое субъективное мнение.

Родители жили в Сахапте до момента, пока не наступила пора мне идти в школу. Хотели, чтобы училась в городе, там пошла в первый класс. Помню это хорошо, они мне рассказывали.

Родители Алексей Митрофанович и Мария Петровна Мамаевы. Фото: из личного архива

- Но почему переехали не в Красноярск?

- В Ангарске жила одна мамина сестра, вторая - в Абакане, выбор стоял между двумя этими городами. В итоге остановились на первом. Так что мы в Ангарске давно, здесь и сестра моя родилась. Привыкли. А малой родиной считаю всю Восточную Сибирь.

- Как выбирали будущую профессию?

- После восьмого класса школы сдала экзамены в лицей, который только-только открылся в городе. Новое современное образовательное учреждение инновационного типа. Это же перестроечное время, тогда многое менялось. Родители поддержали, и я пошла на гуманитарное отделение. Очень мне там понравилось.

Классу к десятому окончательно решила, что буду заниматься историей. Вопрос не стоял, чему учиться, оставалось понять, где именно. Иркутск - ближайший крупный город, в котором находились вузы нужного профиля - госуниверситет и педагогический институт. В обоих были истфаки. На всякий случай подала документы сразу в две приемные комиссии. И экзамены сдавала параллельно. В итоге выбрала университет, правда, заочное отделение. Зато смогла сразу начать работать в школе, приобретать опыт на практике, а не только на студенческой скамье...

- Вас без диплома взяли на ставку учителя?

- Ну нет. Сначала устроилась секретарем учебной части в профтехучилище, которое по старой памяти у нас называли фазанкой. По аналогии с ФЗУ - фабрично-заводским училищем.

Два года отработала, а потом уже устроилась в 19-ю школу учителем истории и сразу стала классным руководителем у пятиклассников. Наверное, волновалась, когда вела первые уроки, но сейчас и не вспомню. В той школе надолго не задержалась. Это неплохо и нехорошо, так сложились обстоятельства. Научный руководитель уговорил перейти ассистентом на кафедру истории в институт иностранных языков. Я должна была написать заявление по собственному желанию и уволиться после летних каникул.

Но, пока отдыхала, вдруг поняла, что не нужен мне ни Иркутск, ни институт, что хочу жить в Ангарске и работать с детьми. Словом, передумала уходить из 19-й школы, но назад меня уже не взяли.

- Обиделись?

- Наверняка. Там и коллектив был хороший, и дети, и меня встретили тепло, радушно, а я, получается, решила уйти...

Сохранилась фотография после первого года работы. Ребята, коллеги - все позитивные, улыбчивые... В общем, преподали мне урок, не простили.

Делать нечего, стала искать учительские вакансии в Ангарске. Так оказалась в школе № 2. Проработала там долго, успела выйти замуж, родить старшую дочь Настю, ей уже двадцать четыре.

С мужем Игорем. Фото: Владимир Нордвик

В гимназию перевелась после декрета с Полиной, младшей. Ей шестнадцать. Время быстро летит...

Теперь вот 6-я школа. Она стала родной. Думаю, на этом и остановлюсь.

С детьми всегда легко находила контакт, где бы ни работала. Мне везло на учеников, везде встречались в основном хорошие, отзывчивые. Вместе ходили на экскурсии, посещали музеи, концерты. Все было замечательно.

Хотя, конечно, случались разные эпизоды...

Об идеале

- Например?

- Как-то решили с ребятами съездить на ледокол "Ангара", стоящий на Иркутском водохранилище. Он давно превращен в плавучий музей. Нам рассказывали историю парохода, который в свое время служил паромом через Байкал, перевозил и паровозы, и железнодорожные вагоны, и пассажиров. Ледокол даже поучаствовал в русско-японской войне 1904-1905 годов, переправляя пехоту на Дальний Восток.

Ледокол "Ангара".

Словом, девочки слушали, а мальчишки лазили везде, заглядывали в трюмы, каюты. И в какой-то момент подошли к какой-то штуке, огромной железной крышке с ручками. Та была тяжеленная, но парни умудрились ее приподнять, чтобы посмотреть, что внизу. Подняли, а крышка соскользнула и с жутким грохотом свалилась в трюм. Мы потом все вместе доставали ее, привязывали веревку, тянули наверх: и дети, и взрослые, все, кто был на ледоколе. Экскурсовод ахала-охала: господи, представляете, если бы ребенка утянуло! И, конечно, нас просили нигде не рассказывать.

Потом этот люк задраили, сделали деревянную конструкцию со ступеньками...

Изначально кашу заварил Димка Митин. Он всегда был хулиганистным, и жизнь его, увы, оборвалась трагически. Через несколько лет после случая на ледоколе Диму застрелили в Иркутске в ночном клубе. Начались пьяные разборки между посетителями, кто-то применил оружие.

- Почему вы сейчас заговорили об этом?

- Сказано же: что на роду написано, так тому и быть. От судьбы не уйдешь... Вспоминая тот эпизод, часто думаю: если бы пострадал хоть один ребенок, никогда себе не простила бы. Тема ответственности педагога очень серьезна, но ее понимание приходит не сразу. Хочется ведь дать ребятам побольше свободы, дети это любят, но надо сразу обозначать определенные рамки поведения, иначе потом можно столкнуться с серьезными проблемами.

- А с детской жестокостью вам доводилось иметь дело?

- Было. Единожды. Но этого хватило, испытала горькое разочарование, даже спустя время трудно рассказывать. Если сейчас продолжу, попросту могу расплакаться. Боль, понимаете, никуда не делась.

Это тоже урок. Мы ведь не только учим, но и учимся.

- Стали иначе вести себя с учениками?

- Нет, пожалуй... Нет. Я не мстительная и не злопамятная, всегда иду к детям с открытой душой. На свой класс могу ругаться, кричать, грозиться страшными карами, мол, больше никуда и никогда с вами не пойду и не поеду, но они знают: это лишь слова, Светлана Алексеевна не может долго находиться в гневе, пошумит и успокоится...

Вероятно, я наивная, нарисовала себе некий идеальный образ ребенка и верю в него, но в любом случае не хочу развеивать это представление.

- При ребятах плакать приходилось?

- Ой, это я люблю. Глаза у меня постоянно на мокром месте. Как-то наткнулась на коротенький рассказ Константина Паустовского "Телеграмма". Как уехавшая в Ленинград дочка не соберется навестить старенькую мать в деревне. Деньги по почте шлет, а сама не едет. В итоге получает телеграмму: "Катя помирает". Но у девушки находятся более важные дела. Когда все же приезжает, узнает, что мать похоронили накануне. Рассказ заканчивается: Настя проплакала ночь в пустой и холодной избе. Ну и я тоже, пока читала...

Иллюстрация к рассказу К. Паустовского "Телеграмма".

Не могу ничего с собой поделать, наверное, нервная система расшатана. Хотя и раньше, в молодости, смотрела хорошие фильмы, и они тоже за душу всегда брали. Или вот Тагир Романович Хамитов поставил у нас в любительском театре "Родничок" спектакль "Завтра была война" по повести Бориса Васильева. В нем играет Полина, моя младшая. Сколько бы раз ни видела, в кульминационный момент обязательно плачу. Хочется разрыдаться в голос, но стыдно перед зрителями. Подумают, не держит себя в руках. Сижу в зале, незаметно шмыгаю носом, утираю слезы платком...

А перед детьми эмоции не скрываю. Они должны уметь сочувствовать. В такие моменты замолкают, прислушиваются... Я сильно привязываюсь к ребятам, отношусь как к родным. В разговоре о детях не делаю разницы между учениками и дочками. Настя, старшая, иногда говорит: "Мама, твои - мы, а остальные - школьные".

- Ревнует?

- Мне кажется, нет. Мои девочки правильно воспитаны, чувствуют: мы с мужем их очень любим, ближе никого для нас нет.

О музыке

- Вы часто повторяете, что разделяете профессии учителя истории и историка...

- На мой взгляд, так и есть. Одно дело - преподавать по написанному учебнику, другое - заниматься наукой, изучать прошлое, устанавливать факты, делать выводы о тенденциях и процессах.

Возможно, кто-то из школьных коллег не согласится с такой оценкой, но я не настаиваю, а высказываю личное мнение.

Учителей тех или иных дисциплин для краткости называют математичкой, физичкой, историчкой. И сразу все становится понятно. У детворы по-прежнему часто в ходу училка. Некоторые родители, кстати, тоже могут воспользоваться этим словом.

Светлана у памятника любимому с юности Окуджаве, о котором ее ученики слыхом не слыхивали... Фото: из личного архива

- Задевает?

- Честно? Сама несколько раз в шутку говорила, мол, что с меня взять, с училки. Это, видимо, на лбу написано. На днях вспоминала: зашла как-то в маршрутку, а под ногами веник валяется. И я автоматически спросила водителя: может, куда-то его убрать, переложить, чтобы пассажиры не спотыкались? А он так бодро и весело говорит: "Вы, похоже, учительница?" Припечатал! Представляете? Видимо, профессия накладывает отпечаток на манеру поведения, формирует определенный склад характера. Плохо это или хорошо, даже не знаю. По-разному, наверное, бывает...

- Как не позволить работе превратиться в рутину?

- Это мне точно не грозит. Желаю каждому найти занятие, которое будет восприниматься как хобби и приносить радость. Всегда любила и люблю историю, испытываю настоящий кайф, когда читаю интересную книгу о прошлом нашей страны. Мне нравится готовиться к урокам. Так увлекаюсь, погружаюсь, что даже дух захватывает. В школу зачастую иду с удовольствием. Бывает, конечно, не выспишься или кто-нибудь обидит. Не без этого. Да, жизнь - не сказка, разные страницы случаются, но в целом считаю и чувствую себя счастливой, состоявшейся.

Что же касается рутины, это для меня немножко другое. Когда надо писать отчеты, всякие методические формы заполнять. Вот это ненавижу. Еще не люблю официоз, работу для галочки.

А с детьми мне не бывает скучно. Сижу, придумываю какие-нибудь интересные приемы, необычные ходы. Иногда что-то удачное получается.

"Накупила цветные фигурки зверюшек, в которых угадывались бы характеры учеников". Фото: из личного архива

- Например?

- Возьмем музыкальные уроки. Я рассказала о них в журнале "Преподавание истории в школе".

Как-то захотела провести такой классный час, чтобы он надолго запомнился ребятишкам. И вот пришла в голову идея. Накупила цветные фигурки разных зверюшек и стала искать в интернете песенки о животных, в которых угадывался бы характер того или иного ученика. И, знаете, прием сработал, почти во всех случаях одноклассники точно угадали, о ком речь. Где-то быстрее справились с заданием, порой, может, чуть медленнее, но решали задачку. Сразу говорю, никто из ребят не обиделся, хотя могли бы. Фигурки зверьков потом на память раздарила. Каждый с собой забрал. Там были и акулы, и обезьянки, и зайцы, и лисы, и жираф.

Это давно было. Перед Новым годом. Более десяти лет назад.

О свободе

- А история здесь каким боком?

- Напрямую не связывала одно с другим, это все-таки был классный час, а не урок, но, сами понимаете, было бы желание, ассоциации с любой темой всегда можно найти. Интернет в помощь. Забиваете в поисковик ключевой вопрос, и сразу вываливается куча вариантов, выбираете нужный, подходящий.

- Другие эксперименты были?

- Как-то на обществознании говорили о свободе. Я снова взяла музыкальные композиции. Начали с песни "Мы маленькие дети, нам хочется гулять". Потом продолжили развивать линию. Были и "Бременские музыканты", и песня царевны Забавы из мультфильма "Летучий корабль".

Пригодился даже хит Димы Билана, где он поет, мол, всем, - пока, хочу тусить по клубам, веселиться, а не жениться.

На наглядных примерах объясняла ребятам про разное понимание свободы.

Была и композиция Бориса Моисеева про сексуальную революцию. Это же десятый класс, тема для них понятная...

- Что за шлягер?

- Дословно не процитирую, поскольку не являюсь поклонницей и знатоком творчества Моисеева, но что-то про свободные нравы. Дескать, у любви нет преград.

А заканчивали мы урок песней Валерия Кипелова "Я свободен".

- "Словно птица в небесах"?

- Именно! Ведь свобода у каждого своя.

У нас с ребятами завязалась живая дискуссия, спорили горячо, но в итоге пришли к выводу, что действия одного не должны ущемлять права другого.

Опыт показался мне любопытным, и я вышла с ним на свой первый конкурс "Учитель года", который проводился в Ангарске. Остались очень теплые воспоминания, я получила поддержку нашей педагогической общественности, детского и родительского жюри. Для меня это было важно. Я ведь боялась выступать перед публикой, но решила, что преодолею страх. Это не в классе перед детьми, а перед взрослыми людьми.

Думала, провалюсь, все будет неудачно, плохо, потерплю поражение - не переживу, но взяла себя за шкирку и поволокла на сцену. Знаете, как-то мы отдыхали на курорте, и там была огромная водяная горка. Пугающе высокая. Я забралась наверх, зажмурилась и поехала. На самом деле зря закрывала глаза. Копчик отбила...

Но вот на конкурсе все получилось замечательно. Мне достался приз "Родительское доверие". Правда, в итоге я не победила, но в финальную пятерку вошла, приятных слов наслушалась. В общем, не пожалела, что участвовала.

- С тех пор музыку на уроках еще использовали?

- Если по смыслу уместно. Например, люблю кантату Сергея Прокофьева "Вставайте, люди русские" из фильма "Александр Невский". Наверняка ее слышали. А знаете, что там есть вступление женское?

Мужчины собираются на ратный бой, а напутствуют и благословляют их женщины. Слышу хор, и внутри что-то поднимается, переворачивается...

Скоро начну с шестыми классами изучать историю Древней Руси. Вот им и поставлю кантату. На теме нашествий с Востока и с Запада. Когда враг пришел на нашу землю.

Кантата Сергея Прокофьева "Вставайте, люди русские" из фильма "Александр Невский" - тоже материал для урока истории.

- А какое нашествие, на ваш взгляд, было страшнее?

- Ни в одном нет ничего хорошего, но официально считается, что западное хуже. Они нас идеологически пытались поработить, веру свою навязать, а монголо-татары хотели довлеть экономически, держали в страхе, чтобы им исправно платили ордынский выход.

Нет, одинаково плохо, когда пришлые люди ломают народ через колено. Не имеет значения, откуда они пришли - справа или слева...

О Высоцком

- Спорить детям на любую тему разрешаете?

- Мне кажется, да, но сталкивалась с такой детской реакцией, мол, со Светланой Алексеевной лучше не связываться.

- Почему?

- Вроде как себе дороже. Буду переубеждать, пока не склоню на свою сторону... Хотя стараюсь не давить, все происходит само собой. По своей натуре я эмоциональный человек, невольно начинаю повышать голос, некоторым ребятам кажется, будто кричу на них, а я так говорю, доказываю точку зрения.

Но в одиннадцатом классе есть ученик Артемий Шевелев. Совершенно замечательный ребенок. Он очень любит историю, грозится, что сдаст ЕГЭ на сто баллов, приложит все усилия.

Вот с ним мы спорим по-настоящему, без компромиссов.

- Проиграть боитесь?

- Признаю поражение, если вижу, что аргументов не хватает. Жаль, не все могут поддержать дискуссию, как Артемий...

Сегодня уже не удивляюсь, а когда-то была поражена, обнаружив, что современные дети, к примеру, не знают Высоцкого, не слышали такой фамилии. Как-то в восьмом классе на уроке обществознания мы обсуждали тему морального выбора, и я поставила ребятам "Охоту на волков". Потом говорили о религии, коснулись индуизма, и я, разумеется, включила "Песню о переселении душ".

- "И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь".

- Да-да-да! Спрашиваю у класса: кто поет?

- "А в ответ - тишина. Он вчера не вернулся из боя..."

- В первый раз испытала шок. Как?! Неужели этого можно не знать?

Мы с ровесниками разговаривали цитатами из советских фильмов, книг, песен. Сейчас другое время, обвинять или даже упрекать ребят нельзя, но надо пытаться делиться с ними частицей информации, чтобы мостик между поколениями окончательно не рухнул.

Ладно - Владимир Семенович, он умер сорок три года назад. Но еще относительно недавно "Сказ про Федота-стрельца" Леонида Филатова звучал из каждого утюга. Нет, не слышали. Как и многих советских актеров, эстрадных исполнителей не видели. Андрей Миронов, Олег Ефремов, Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Никулин... Такая плеяда талантов! Увы, пустой звук.

Полине, младшей дочке, которая собирается связать жизнь с театром, твержу: смотри отечественную киноклассику. В конце концов мы можем вместе сесть и включить "Бриллиантовую руку", "Иронию судьбы" или "Обыкновенное чудо", но других-то учеников я не в силах заставить.

Если только в школе на уроке найти способ что-то ввернуть в учебную программу...

- Часто находите?

- Стараюсь. Показала "Обыкновенный фашизм" и "Девять дней одного года" Михаила Ромма.

- Не кривились?

- Нынешние старшеклассники - нет. Хотя предыдущий выпуск долго не могла заставить досмотреть "Обыкновенный фашизм". Неинтересно им, скучно. А что мы хотим, если дети зачастую даже российских мультиков не видели? И шуток, над которыми мы смеялись, понять не могут. У них свои мемы.

Наверное, рассуждаю сейчас, как динозавр? Доисторический...

Об интересе

- И как, чем заинтересовать учеников, если даже на кино они не ведутся?

- Ребята, кстати, такие уроки любят. Больше, чем комментированное чтение учебника. А этим занятием, скажу откровенно, я тоже не пренебрегаю. Буквально вслух читаем.

- Для чего?

- Объясню. Даже в старших классах есть дети, которые попросту плохо читают. Нет соответствующего навыка, практики, привычки. Для этого и нужно смысловое чтение. Чтобы поняли содержание учебника. И работу в тетрадях считаю очень важной. Скрупулезно, въедливо, занудно проверяю, даже ошибки исправляю, хотя это и не урок русского языка. Иногда с этими тетрадками просиживала в гимназии до полуночи, потом домой на такси уезжала. Хорошо, что 6-я школа сейчас под боком.

- Интересно, когда-нибудь пели с учениками на уроках?

- Как-то проходили Степана Разина, и я включила композицию на стихи Дмитрия Садовникова. Ну ту, где "из-за острова на стрежень, на простор речной волны"... Стала подпевать тихонько, дети сначала стеснялись, а потом потихоньку начали подтягивать...

Есть ребята очень театральные, творческие. У меня мальчишка учился, был вокалистом в ансамбле. Мы изучали Италию, ее раздробленность. Паренек все вопросы задавал уточняющие, достал меня в какой-то момент, я и говорю: слушай, ты же у нас певец замечательный, спой что-нибудь. Он отвечает: легко. И запел на итальянском. Красиво получилось. Одноклассники сначала улыбались, а потом захлопали.

- Вы ведь и пословицы с поговорками решили в дело пустить?

- Моя новая идея, хочу все систематизировать. До этого тоже обращалась к примерам из фольклора, но это происходило стихийно. Читала параграф, готовилась к завтрашнему уроку и что-то такое сочиняла.

Скажем, проходили Наполеона, его захватнические походы после провозглашения императором в мае 1804 года. Я предложила поговорить об этом через призму пословицы "со своим уставом в чужой монастырь не ходи".

Давала и другие варианты: "по Сеньке и шапка", "насильно мил не будешь". Спрашивала, какой фразой лучше описать политику диктатора.

Или, допустим, тема - "Домострой как памятник истории и культуры". Снова перед ребятами пасьянс разложила: "век живи, век учись", "жизнь прожить - не поле перейти", "береженого Бог бережет", "в каждой избушке свои погремушки".

Просила прокомментировать, как понимают то или иное выражение.

- Справлялись?

- Вместе разбирали, если не улавливали смысл высказывания. Иногда кто-то в точку попадал. Конечно, ребятам порой бывает трудно. Недавно смех вызвала поговорка "хорошая жена - метла и худая - метла: одна в дом метет, вторая из дому". Спрашиваю: что это значит? Смотрю, ребенок руку тянет, ответить хочет. Начал рассуждать, мол, речь про жену-уборщицу. Ребятишки как захохочут! Стали рассуждать вслух, постепенно дошли до того, что первая ведет хозяйство рачительно и бережно, а вторая тратит и транжирит. Вопрос даже не в том, кто зарабатывает, а как она умеет распорядиться тем, что добыто.

С помощью пословиц мы говорили и про деньги, и про человеческую душу, и про труд. На разные темы.

О сомнениях

- А журнал "Родина" когда для вас стал учебным пособием?

- Ну читаю-то я очень давно, подшивку собираю, а на уроке применила в позапрошлом году в десятом классе. У меня скопилось много номеров. Я с ними, как кошка с салом. Хожу, облизываюсь. Подумала, что можно брать какие-то публикации для обобщения по тому или иному периоду, эпохе. Чтобы ребята сами находили нужную информацию, работали с первоисточниками. Некоторые, знаете, возьмут журнал и тут же возвращают: ничего по теме нет, нате, забирайте. Говорю: спорим, найду? Беру журнал и показываю.

Не люблю халтурщиков и лентяев. Кара за такое отношение обязательно бывает.

Надо же хоть чуть-чуть голову включать, вникать в заголовок, смотреть содержание статьи, чтобы понять, о чем идет речь.

На урок для конкурса "Учитель года" я брала статьи, посвященные первой половине XIX века. Разные совершенно материалы. Стикерами пометила, чтобы ребята быстрее сориентировались, времени-то было мало, в обрез...

Урок начинается с "Родины".

Кто-то из членов жюри, когда оценивал мой урок, спросил: "А вы и в учебниках подчеркиваете?" Мне, если честно, обидно стало на минутку. Люди, похоже, не открывали "Родину", не знают объем информации, не представляют масштаб статей. Как ребенку за семь - пять отведенных минут управиться с таким массивом? Конечно, надо было помочь, направить. Не беда, если сделаю пометочку на полях или выделю абзац.

А в учебниках черкать незачем. Во-первых, это казенная вещь. Во-вторых, там и без того материалы максимально сжаты...

Что касается личных книг, грешна: когда читаю и что-то вызывает вопросы, к которым надо вернуться, на первую страничку карандашиком быстренько все накидываю, а потом ищу в интернете, гуглю, уточняю. Не всегда смысл высказывания понятен, термин незнакомый или выражение, которое раньше не встречала.

- Со всеми публикациями у нас в журнале соглашаетесь?

- Честно? Иногда очень хочется поспорить. Несколько месяцев назад "Родина" напечатала отклик на книгу "Татуировщик из Освенцима" Хезер Моррис. Я не поняла, почему у человека появилось желание отправить в редакцию такое злобное письмо. Там, мягко говоря, не очень уважительно говорится об узниках фашистского концлагеря. Я не знала, о каком произведении идет речь, не читала его, но что-то меня задело, нашла книгу в интернете и за вечер проглотила, не отрываясь. Говорю как есть.

Наверное, можно спорить о литературных достоинствах "Татуировщика", но Моррис долго и кропотливо собирала документальный материал, искала в архивах, все сверяла, уточняла, чтобы выразить отношение к трагическим событиям Второй мировой. И в главном герое я не увидела ничего тараканьего. Хоть убейте.

Да, тема сложная, больная, остается много противоречивых моментов, но, мне кажется, нельзя так резко, категорично судить, как сделано в опубликованном в журнале отклике.

Порой я тоже бываю остра в оценках, но все-таки стараюсь оставлять пространство для дискуссии, не рублю сплеча. Людям свойственно сомневаться. И это нормально.

- Учитель ведь должен излучать уверенность.

- Все свои мысли, тревоги не скрываю, несу в школу. Уж не знаю, к сожалению или к счастью. Что-то услышала, увидела, прочла, и мне сразу хочется поделиться тем, что потрясло, взволновало. Иду к ребятам. Дети, думаю, сильно удивятся, если в какой-нибудь день не расскажу им ничего нового. В начале урока обязательно найду минуточку, чтобы коротко пересказать. Может, кто-то заинтересуется, позже прочтет или посмотрит.

- Как отвечаете на острые вопросы учеников?

- Для меня нет запретных тем. Иногда, если кажется, что еще рано об этом говорить, могу предложить: вот немножко подрастете и тогда обсудим.

- Рассказываете то, что написано в учебнике, или делитесь собственным мнением?

- Когда идет обсуждение каких-то злободневных тем, могу заявить о своей позиции. Но не навязываю и обязательно излагаю официальный взгляд на события. Дети это знают и по любому спорному поводу идут ко мне. Они уверены, что отвечу честно, не буду юлить или лукавить.

"Дети могут так огорошить, что беру тайм-аут на обдумывание ответа". Фото: из личного архива

Часто прибегают: а вы слышали, смотрели? Что думаете? Будто я эксперт и авторитет сумасшедший. Конечно, это немножко льстит, но делаю оговорку, мол, поживем - увидим, ребята, в интересное время мы с вами угодили...

Дети сейчас продвинутые. Высоцкого не знают, зато смотрят Telegram-каналы, пользуются источниками, о существовании которых порою не подозреваю. Могут так огорошить, что беру тайм-аут на обдумывание ответа...

О доверчивости

- Вы производите впечатление человека искреннего, но не очень практичного.

- Так и есть! И про престиж ничего не понимаю. Вспоминаю молодость. Училась в гуманитарном лицее, и мы поехали отдыхать на турбазу. Все девчонки в модельных сапожках, с прическами. А мне родители какие-то валенки дали на два размера больше. На базе же должно быть холодно. Напялила и поехала. Ненакрашенная... Мы с мужем недавно смеялись. Он тоже там отдыхал. Покурить-то Игорь ходил с красоткой в сапожках, а женился все равно на мне...

Хотя и он не слишком деловой, такой же наивный и доверчивый, как я. Наверное, это не лечится.

Два эпизода расскажу. В 2006 году, когда родилась Полина, у нас случилось ЧП с машиной. Немножко столкнулись с каким-то грузовиком, царапину на боку получили. Мы молодые, только жить начали, родителей огорчать не хотели, поэтому втайне отдали на покраску двери в бокс гаражного кооператива.

Должны были забрать через пару дней. Время идет, а автомобиля нет. Нам стали рассказывать, мол, передали другому мастеру. Допускаю, так и было, но в итоге машина пропала, ее угнали. Деваться некуда, вызвали полицию, стали разбираться. Выяснили фамилию преступника, только его так и не нашли. А может, и не искали. Он продал наше авто в Чите. Якобы документы потерял, забирайте на запчасти.

Закончилось тем, что нам же пришлось ехать за остовом от машины, официально проводить утилизацию. И кредит потом погашали. Я с коляской гуляла и слезы роняла: почему жизнь так несправедлива?

А вот недавно был случай. Нарисовался молодой человек, вызвался сделать забор на даче. Красивый. Моя мечта - выстроить родовое гнездо, чтобы и дети могли там жить, и внуки потом.

Без забора, сами понимаете, никак. Была у меня такая фишечка, чтобы со столбиками, в меру высокий.

Словом, появился строитель. Вроде проявил себя компетентным. С мужем детально все обсуждал, даже привез камень с песком, какой-то материал строительный. Говорит: давайте деньги на следующие закупки. Сначала речь шла о предварительном авансе - пятнадцать тысяч рублей. Потом сумма выросла до тридцати, пятидесяти... В общем, вытянул он из нас 117 тысяч. И мы, два дурака, своими руками отдали эти деньги проходимцу.

И все, человек исчез. Сначала называл причины, почему не появляется: занят на другом объекте, встречается с менеджерами. Потом перестал отвечать на звонки.

Когда договор заключал, приезжал на солидной машине, с женой и детьми, показывал, где живет, не прятался. Такой добропорядочный гражданин. Мы кинулись искать, звоню девушке, сопровождавшей его, а она говорит, что лишь месяц знакома с этим типом, дескать, и квартира моя, и дети, и машина.

Это был удар. Пришлось писать жалобу в полицию, адвоката подключать. Пока результатов нет.

К тому рассказала эпизод, чтобы показать: жизнь ничему нас с Игорем не научила.

Зато на обществознании обсуждаю с детьми, как в России устроена правоохранительная система, что есть Конституция прямого действия...

О прозе

- Ученикам рассказали эту историю?

- Конечно. А зачем скрывать? Пусть знают, как порой бывает.

Этот псевдостроитель - профессиональный аферист, сейчас за другое преступление сидит. Хочу, чтобы он и в нашем случае понес наказание, справедливость восторжествовала. Сорок тысяч, которые взял у нас в один из дней, потратил в тот же вечер, прогулял. А мы эти деньги копили, собирали, планы с ними связывали. Нам иногда и родители копейку подбрасывали. Они пенсионеры старой закалки, считают, что помогать детям не грех. Теперь вот из этого интервью узнают, сколько мошенник у нас выдурил. Ужаснутся...

Честный рубль никому легко не достается. Игорь работает на производстве, где вынужден дышать парами нефтепродуктов. После смены обязательно принимает душ, переодевается в цивильное, а приходит домой - у него от волос и одежды пахнет химией...

- Сколько сейчас зарабатывает школьный учитель в Ангарске?

- Могу ответить за себя. На руки выходит пятьдесят тысяч. Плюс-минус. Это две ставки и классное руководство. Больше физически не потянуть. Есть доплаты, если ученики успешно выступают на олимпиадах, конференциях.

На Байкале. Фото: из личного архива

- Какой класс сейчас ведете?

- Одиннадцатый, выпускной. Моя Полина в нем учится. Сначала я очень волновалась, думала: примут ли дети, как она себя поставит, не будет ли проблем. Но Бог миловал.

До десятого класса дочь училась в гимназии, а потом убедила ее, что хорошее образование можно везде получить. Было бы желание.

Тут ближе к дому. Музыкалка рядом, Дворец творчества детей и молодежи, где она в театре занимается.

Даже на каждодневном проезде экономим. И время, и деньги. Сорок рублей тариф. За месяц прилично набегает...

Полина очень дисциплинированная, никогда не опаздывает. В отличие от меня. Всегда врываюсь в последний момент. Встану в пять утра, но в класс вбегу за секунду до звонка, на грани фола. Дети в девятом классе сняли на видео инсценировку для "последнего звонка", как вечно ждут меня. Бессовестные! Преувеличили...

Но если говорить серьезно, всю себя отдаю детям, школе. Может, кто-то этого не видит, но я-то знаю.

- Задавал уже такой вопрос другим своим собеседникам. Вам за Родину стыдно бывало?

- За наше Отечество?..

Как ответить? Возникало порой щемящее чувство досады. Есть страницы, которые хотелось бы закрыть и забыть. Но не только из песни слово не выкинешь. А иногда крепкое словцо так и просится на язык...

Могли бы жить лучше, могли. Но кого в этом винить? На власть кивать - последнее дело, с себя надо спрашивать. Мы сами пишем историю или смотрим, как это делают другие.

- С какой песней себя ассоциируете?

- Вот если бы про животное спросили, сразу ответила бы. В детстве меня дразнили мышкой. Зимой носила дурацкую серую шубу, из-за нее так прозвали. Иногда говорили, что на лисичку похожа. Видимо, из-за профиля. Еще звали ханом Мамаем - по девичьей фамилии Мамаева. Хотя Мамай никакой не хан... А если честно, если говорить по-хорошему, то с лошадью себя ассоциирую.

- Тягловой или скаковой?

- С обеими. В зависимости от обстановки.

Вроде и умственным трудом занимаюсь, но на работе все время пашешь-пашешь-пашешь... Будто мне больше всех надо. Это моя натура. В любое дело вписываюсь, иначе не могу.

На даче люблю трудиться. Свекровь не нарадуется: ой, невестушка у меня золото! Знаете, я и картошку пропалываю вручную, управляюсь без тяпки. Нервы хорошо успокаивает. Потом смотрю на результаты труда и радуюсь: как же красиво! Хотя эта картошка может ни разу не уродится. Получается, зря горбатилась. Конечно, обидно. Но это тоже наша жизнь.

У меня есть один большой недостаток: не ценю свое время. Все кажется, будто его еще много.

Некоторые коллеги, если, не дай бог, где-то просидели лишний час, кому-то ассистировали, тут же строго требуют, чтобы им оплатили переработку. А я вечно забываю все эти стимулирующие надбавки. Но - опять же - если отвалят по справедливости, не откажусь от премии, буду рада. Всегда найду куда потратить.

Вот и лето прошло... Фото: из личного архива

- И все-таки. Про песню.

- Сложный вопрос... Любимую вам уже называла. "Вставайте, люди русские". Засела внутри, душу зацепила. Могу сто раз подряд слушать. Семья, вот они, живые свидетели, подтвердят. Включаю по кругу. Муж спрашивает: не надоело? Нет, отвечаю.

Что же касается меня лично, трудно назвать одну композицию.

Песня точно не должна быть грустная. По жизни я оптимистка, хотя перепады настроения бывают, поэтому и мелодия нужна веселая, жизнеутверждающая. Выбирайте любую!

Иркутская область, г. Ангарск.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться