издается с 1879Купить журнал

Забытые силуэты 1917-го

Что увидел Михаил Пришвин на петроградских улицах накануне и сразу после Октябрьской революции

Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин вел дневники почти полвека - с 1905 по 1954 год ("Родина" конспективно знакомила с ними читателей в № 3, 2018). По случаю отмечающегося в нынешнем году 150-летия прозаика предлагаем читателям подробнее познакомиться с его записями периода Октябрьской революции.

В молодости Пришвин симпатизировал марксизму, за участие в студенческом социал-демократическом кружке был исключен из Рижского политехнического училища и арестован, проведя год в тюрьме. В 1917-м поддерживал партию эсеров (в дневниках - "с. р.") и даже стал членом редакции партийной газеты "Воля народа", крайне отрицательно относясь к левым социал-демократам (в тексте - "с. д.") и большевикам.

Весь революционный год писатель жил в Петрограде, находясь в самой гуще событий, и дневниковые записи прекрасно передают настроения народа, интеллигенции, пробольшевистских элементов и полную растерянность власти. Интересно, что в роковой день 25 октября (7 ноября) пунктуальный автор не сделал ни единой записи в дневнике...

С полным вариантом текста М.М. Пришвина можно ознакомиться по изданиям: Дневники. 1914-1917 - М.: Московский рабочий, 1991. - 432 с. (2-е изд., доп. - СПб.: Росток, 2007. - 608 с.).

Михаил Михайлович Пришвин.

21 Сентября (4 Октября)

Был у нас домашний деревенский бунт - Стенька Разин, то была смута деревенская, а здесь мировой город Петербург против всего мира! Какому-то дикарю-разбойнику сочинили не то принцессу, не то княжну, с которой во имя бунта расстается и бросает в Волгу. А тут бородачи-кооператоры и земцы соблазняют мирового бунтаря любовью к отечеству и предлагают с собой коалицию!

Громадная масса людей, в особенности крестьяне, вовлечена в этот бунт прямым обманом, обещанием земли и воли и всяких радостей Царства Божия на земле. Вот теперь эти обманутые начинают понимать положение, и потому на Демократическом совещании и треснул этот бунт пополам.

Все держится этим созданным ситом бунта, этими всевозможными организациями, в которых выборным людям в момент подъема бунта отступать нельзя под страхом наказания. Вообще набедокурили так много, что назад вернуться никак невозможно. Потому и не удалось выступление Корнилова.

Этот русский бунт, не имея в сущности ничего общего с социал-демократией, носит все внешние черты ее и систему строительства: это принципиальное умаление личности.

В Петербурге от разных людей слышу точную формулу бунта: "Несчастная случайность, что во время войны не хватило хлеба".

10 (23) Октября

Немцы высадили войско на острове Эзель. В этом вините вы, конечно, большевиков. А большевики в это же самое время винят буржуазию. Вы скажете: "Приказ N 1 расшатал войско!" Вам ответят, что приказ N 1 дал единственно войскам оформленность (вот то же и о земельном комитете). В гневе начинаете вы вопить о гибели отечества. И там в гневе вопят. Вы берете оружие. И там берут оружие. И так начинается гражданская война.

12 (25) Октября

Все хотят мира и все хотят защищать свое отечество. Но никто не знает, как заключить мир и как сохранить отечество. Оборонцы признают общность интересов буржуазии и демократии. Интернационалисты не признают общности и стоят за классовую демократию. Если армия бежит, то одни обвиняют других, объясняя это следствием корниловщины, другие - следствием Циммервальда.

Пораженцы и оборонцы - это бранные слова, на самом деле все хотят обороняться от немца.

14 (27) Октября

В Совете от казаков появился Савинков. Это что-то новое, волнующее. Савинкова я хочу посмотреть так же страстно, как курсистка Шаляпина, и, думая о Савинкове, хожу по кулуарам и беседую о разных политических пустяках с редакторами своей газеты. Но кто-то подходит к редактору, здоровается, разговаривает о чем-то несколько времени, я не слушаю разговора и смотрю на полу серого пиджака этого человека и думаю о своем. Когда он уходит и скрывается в толпе, редактор говорит:

- Ну, вот вам Савинков, каков?

А я видел только серую полу. Скорее искать, смотреть. Нет нигде Савинкова, ни в кулуарах, ни в зале, ни в бюро, ни в читальне, ускользнул, исчез, прошмыгнул куда-то, и так я его не увидел.

В кулуарах встречаю Семена Маслова, поздравляю с высоким постом. Семен - это самое-самое, святая святых народнической интеллигенции. Вид семинариста, а глаза кроличьи, доверчивые. Помню, увидев его у меня в квартире, Ив. А. Рязановский сказал: "Ничего нет, а будущее их, таких кроликов!" Это кроткий монах, аскет религии человечества (то, что от Успенского). Позвал меня на свой доклад, знаю уж, какой это доклад: без выкупа, с выкупом, однолошадные, двухлошадные - всю жизнь он на этом сидел, и земля от него все-таки так же далека и непостижима, как университет от моего работника Павла.

Громадная масса людей, особенно крестьяне, вовлечена в этот бунт обманом, обещанием земли и воли и всяких радостей царства божия

Управляющий домами приходит ко мне с "Биржевкой" в руке и советует купить револьвер по объявлению за двести пятьдесят рублей.

- Я никогда не носил револьвера, я ненавижу этот способ.

- Хорошо, но завтра в наш дом, может быть, ворвутся грабители и на наших глазах будут насиловать женщин.

Я не могу, не хочу, потому что мне унизительно от высшей природы переходить к низшей, от высшей даже силы к револьверу.

И все-таки чувствуешь где-то в смутной глубине души, не смея назвать настоящим именем, какую-то оборонительную святыню Града Невидимого Отечества.

Б. Кустодиев. Большевик. 1920 год. Фото: РИА Новости

22 Октября (4 Ноября)

Гибель уюта. Нет ничего уютнее мечты о Земле и Воле. Тот, кто сидит на земле, не имеет уюта, а кто оставил землю, вспоминает ее как уют, и его тянет туда.

Ленинский дух революционный сродни духу бюрократическому: то и другое оторвано от жизни и разрушает уют.

Революция для одного заключается в отмене "ты"; а другому - в отмене "вы". Ленин так пропускает это.

Ленин смешивает личность с уютом, и ему жизнь лица есть мещанство. Если я стану защищать личность у Ленина, то все, кто хочет уюта, бросятся со мной...

28 Октября (10 Ноября)

День определения положения. Подавленная злоба сменяется открытым негодованием. "Авантюра, авантюрист!" Оборотный вид авантюры. А кто ее начал? На себя! "Авантюра!"

Электричество то погаснет, то опять загорается, и когда загорается, по всему дому (неразбборчиво) звонки.

Фельдфебель:

- А прочие государства придут усмирять.

29 Октября (11 Ноября)

Почтальон: "Казаки ночью перерезали красногвардейцев".

Нехорошо, что сам Керенский распоряжается, довольно звука "Керенский", чтобы всевозможные партии стали на дыбы.

Большевизм рождает бессмысленную вражду одних партий, словесную муть разбили большевики, казаки защищают отечество. Значит, и диктовать условия должны победители.

Две господствующие партии боролись с самого начала переворота: с. р. и с. д. Теперь с. р. имеют претензию использовать поражение большевиков. Значит, не к единению дела, а к новому разложению ("А прочие державы"...). Третья возникает сила казаков.

Г. Шегаль. Бегство Керенского из Гатчины в 1913 году. 1936 год. Фото: РИА Новости

30 Октября (12 Ноября)

Долетел голос в трамвае:

- Кто идет за правду, а кто за деньги.

О Керенском ничего не известно. Грешный человек, желаю, чтобы его убили, и потом войско его создало легенду и пошло по-настоящему, без разговоров. Мы измучены несогласием соглашений, необходимо что-то высшее партий.

Большевики не партия, а дух, порожденный столкновением партий и их словесным бессилием. Против этого духа помрачения должен подняться дух земли и все очистить.

Сейчас множество ученых, философов, художников и всяких мыслящих людей сидят в крепостях своих домов и думают, думают...

- Мы находимся во временах Кромвеля и Французской 1-й революции, а они хотят ввести пролетарскую республику. Нам нужна революция во имя (неразбборчиво) прав личности: то, что провозглашено в манифесте 17-го октября. Социализм - это антипод свободы личности.

Просто сказать, что попали из огня в полымя, от царско-церковного кулака к социалистическому, минуя свободу личности.

И так сейчас множество ученых, философов, художников и всяких мыслящих людей сидят в крепостях своих домов и думают, думают.

А кончится все животной радостью... Фунтик сахару достанется случайно человеку - и то как радуется, воспоминание, как ел при царе, одному воспоминанию радуется.

В.И. Ленин выступает в зале заседаний Таврического дворца. Петроград. Апрель 1917 года. Фото: РИА Новости

31 Октября (13 Ноября)

Слово о том, как человек, созданный Французской революцией в 1789 году, превратился во время русской смуты, порожденной всемирной войной, опять в состояние обезьяны. Или сказание о том, как доказала Россия, что человек действительно происходит от обезьяны.

В трамвайной толпе яростный шел спор, яростно кто-то стоял за правду и называл Керенского вором.

- А думаете, Ленин не украдет? - слабо возразили.

- Не оправдается Ленин, и его туда же!

"Товарищи" - это одно сочетание, а "православные" - совершенно другое, и так странно казалось, что в этой фразе "Товарищи, мы православные" соединилось столь разнородное, будто между теми и другими кто-то поставил знак сложения: товарищи + православные, а результат сложения - ярость гориллы.

В ночь на 2 (15) Ноября

Караул. Оружие всякое кучей стоит. Черные железные ворота. Москва разгромлена. Керенский отступил. С юга движется Каледин.

Большевики победили, потому что они не интеллигенты, и прямо взялись за казарму и фабрику, не сидели, как эсеры, в кабинетах.

6 (19) Ноября

Моя чиновница-монархистка швырнула избирательные списки и сказала: "Я за царя!"

Группа красногвардейцев в карауле Смольного. Фото: РИА Новости

7 (20) Ноября

Большевистское нашествие, в сущности, есть нашествие солдат с требованием мира, это нашествие первого авангарда развалившейся армии, обращенного на свою страну, затем пойдет сама армия за хлебом.

Основная ошибка демократии состоит в непонимании большевистского нашествия, которое они все еще считают делом Ленина и Троцкого, и потому ищут с ними соглашения.

Они не понимают, что "вожди" тут ни при чем и нашествие это не социалистов, а первого авангарда армии за миром и хлебом, что это движение стихийное и дело нужно иметь не с идеями, а со стихией, что это движение началось уже с первых дней революции, и победа большевиков была уже тогда предопределена.

Прислушиваясь к глухим ударам волн, похожим на выстрелы, я хожу возле черных железных ворот нашего дома с винтовкой, из которой не умею стрелять: я охраняю жильцов нашего дома от нападения грабителей. В тесном пролете я хожу взад и вперед, как, бывало, юношей ходил из угла в угол по камере тюрьмы с постоянной мыслью, когда же освободят меня, когда мир освободится от власти капиталистов, когда настанет всемирная освободительная катастрофа, когда настанет, по Эрфуртской программе, диктатура пролетариата.

Вот совершилась теперь мировая катастрофа и наступила диктатура пролетариата, а я по-прежнему в тюрьме, и лучшие часы, когда так я хожу с винтовкой, из которой не умею стрелять.

8 (21) Ноября

Мы все смеялись над племянницей моей Соней, как она весной прыгала по революции, восхищалась красными флагами, пела вместе с толпой "Вставай, поднимайся", и прозвали ее Козочкой.

Скорбная приходит ко мне Козочка: ей бы только прыгать да песенки петь - семнадцать лет! а вот она такая взволнованная, брови рожками, лоб наморщенный - задумала Россию спасать, спрашивает:

- Кто у нас Марат?

- Ты хочешь, как Шарлотта Корде?

- Да, я хочу. Кто Марат: Ленин, Троцкий? Кто похож на жабу?

- На жабу никто не похож, деточка, но, может быть, не побрезгуешь убить Шимпанзе?

- Обезьяну? Нет, обезьяну не хочу.

Пристала и пристала: подавай ей настоящего Марата, похожего на земляную жабу.

Думал я думал, что с голодной бешеной девкой делать, и достал ей билет на Шаляпина, прослушал с ней певца, и забыла про Шарлотту Корде.

Отвел Шаляпин сердце девочки или долетела молитва из церкви:

- Господи, умили сердца!

Радуюсь я за Козочку, (2 неразбборчиво), слава Богу, миновала чаша ребенка, а для себя потихоньку твержу неустанно, но верно свою молитву, обращенную к неведомому, но верю, твердо верю настоящему Богу: "Господи, помоги мне все понять, все вынести, и не забыть, и не простить!"

И. Владимиров. Голод на улицах Петрограда. 1918 год.

11 (24) Ноября

Одни говорят, что все дело погубил Керенский, другие - Савинков. Не нужно разбираться в документах для выяснения этого. Ясно, что Савинкову нужен был Корнилов для подавления Советов, а Керенский примыкал к Советам. И оба погубили себя, один генералом, другой Советом.

Всюду говорят, что с. р-ы погубили и себя, и Керенского, не оказав ему поддержки.

Вся революция показывает невероятное непонимание демократической интеллигенцией народа и обратно. По-видимому, первопричина этого непонимания лежит в различии самой веры первых революционеров и веры народа. Большевизм есть общее дитя и народа, и революционной интеллигенции. Большевистский интернационализм ничто иное, как доведенная до крайности религия человечества. Это и погубило Россию, а не как теперь говорят: погубили Советы, погубил Савинков, погубил Керенский (меньше всех виноват Корнилов).

Еще часто говорят, что Правительство с самого начала должно было заявить державам, что мы не можем воевать: в результате худшим было бы нынешнее положение. Но это явно было невозможно, потому что тогда громадное большинство населения было на стороне "буржуазии".

12 (25) Ноября

Армия не существует, золото захвачено, общество разбито, демократия своими руками разрушает фундамент своего жилища - что же есть? Плывущие по воде предметы, за которые можно ухватиться: Чернов, который популярен еще в армии через свое понимание земельного вопроса, Учредительное Собрание при заткнутых ртах? А что будет дальше? Все пожимают плечами, и слово "оккупация" у всех на устах.

И вот подумаешь: "А что было, может быть, ничего не было?" Была маниловщина и больше ничего.

Политические деятели, как бешеные, и спорят теперь уже не о будущем, а о прошлом: кто виноват. Работает задний ум. Спорят - как нужно было поступать Керенскому. Один говорит, надо было уйти, другой говорит, что уйти было невозможно.

- А кто у нас не Манилов?

Родина стала насквозь духовной, мы знаем, что это никто не может отнять у нас и разделить, но не ведаем, как воплотится вновь этот дух.

Гость сказал: - Россию погубил не Совет с. р-ов и с. д., а погубила самочинная шайка Исполнительного Комитета: выступления Бабушки (Е.К. Брешко-Брешковской. - Авт.), Революционер и "Марсельеза" - все это красные флаги, которые дразнили быка.

Обобществление: помещик думал, что это на него валится, а оно на всех. Черный передел.

Е.К. Брешко-Брешковская, "бабушка русской революции" (1844-1934).

31 Декабря (13 Января)

Есть люди, которые живут на ходу, - остановился и стал бессмысленным. И есть читатели, которые массу читают, но после прочтения ничего не помнят. Так теперь, похоже, и мы все в государстве Российском в заключение Нового года: испытав такую жизнь, никто не знает, что будет дальше и что нужно делать.

Я вам скажу, что нужно делать: нужно учиться, граждане Российской республики, учиться нужно, как маленькие дети. Учиться!

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться