издается с 1879Купить журнал

В огне не горит. В Москве показали уникальное покрытие космического корабля "Буран"

15 ноября 2023
Плитка, которой был обшит корпус "Бурана", способна выдерживать температуру до 1300 градусов по Цельсию.

Артем Локалов

Плитка, которой был обшит корпус "Бурана", способна выдерживать температуру до 1300 градусов по Цельсию.

15 ноября 1988 года состоялся полет советского космического корабля многоразового использования "Буран". Этот полет стал триумфом отечественной космической программы. И ее лебединой песней - больше "Буран" так и не взлетел, а после того, как прекратил существование Советский Союз, закрыли и эту космическую программу.

А 35 лет назад, когда "Буран" дважды облетел Землю и совершил первую в истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на космодроме Байконур, казалось, все только начинается. Точнее, продолжается, ведь в программе "Энергия" - "Буран", которая стартовала в 1970-х, было задействовано около двух миллионов человек и более тысячи предприятий Советского Союза.

В новой России посчитали, что обслуживание "Буранов" - а всего было создано три корабля - будет слишком затратно. Такой "грузовик" разрабатывался, в первую очередь, для военных, но им в начале 1990-х, как и всей стране, стало не до космоса.

А ведь отработка элементов системы "Бурана" продолжалась круглосуточно около 1600 суток, для космического корабля было создано около 40 принципиально новых материалов. Например, защита "Бурана" состояла из отдельных элементов - плиток, которые изготавливали из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием. Их приклеивали к корпусу "Бурана": такая "чешуя" позволяла сохранить корабль невредимым под воздействием высоких температур.

В коллекции Центрального дома авиации и космонавтики есть несколько таких плиток. Корреспондент "Родины" поучаствовал в эксперименте: в течение нескольких секунд плитка нагревалась при помощи газовой горелки. И если ее центр какое-то время оставался горячим, то температура по краям была почти неизменной, что позволяло держать плитку при нагреве горелкой в руке.

- Плитка состоит из пяти процентов вещества, но это очень сложная структура, которая образуется за счет спекания, - говорит Андрей Афанасьев, участник проектирования аэродинамических поверхностей "Бурана". - Волокна спутаны и перекрещиваются, к тому же в этих перекрестиях они спаяны. Этого добивались при помощи специальных присадок. Потом плитку покрывали специальной глазурью и приклеивали фетр. И обязательно оставляли своеобразный поясок. Он был необходим, чтобы выравнивалось давление при полете в космос, а плитка не разрушилась.

Кабина тренажера космического корабля "Буран" в Центральном доме авиации и космонавтики Фото: Артем Локалов

Сейчас такая плитка не используется, потому что она слишком хрупкая. Но на основе технологии огнезащиты - а черная плитка способна выдерживать до 1300 градусов по Цельсию - продолжаются современные разработки.

Белая плитка закрывала верхнюю часть "Бурана" - там, где нагрев меньше. Когда объект в космосе, он нагревается от Солнца. И чтобы регулировать внутренний нагрев, корабль мог поворачиваться к Солнцу либо белой, либо черной стороной.

- Плитки делились на регулярные, нерегулярные и особые - по краям люка, кабины, крыльев. Я как раз занимался математикой аэродинамических поверхностей и раскроем плиток на краях "Бурана", - отмечает Афанасьев.

Андрей Афанасьев занимался математикой аэродинамических поверхностей "Бурана". Фото: Артем Локалов

Директор Центрального дома авиации и космонавтики Юлия Сигорская считает, что 15 ноября 1988 года по своей значимости сопоставимо с 12 апреля 1961-го:

- Программа "Энергия" - "Буран" была настолько грандиозной, что ничего подобного в истории не сделано до сих пор. Об этом надо знать и помнить. Если этого не будет, мы не двинемся дальше. У нас в музее мы каждый день встречаем много детей. Для них слово "Буран" ничего не значит. Я уж не говорю про то, что у этого космического корабля был самый мощный двигатель, что это был единственный автоматизированный полет... Но при этом все дети знают, кто такой Илон Маск, знают про Space X, считают, что главная космическая держава - США, что американцы первыми высадились на Луну. Правда, 95 процентов детей знают, что первым человеком в космосе был Юрий Гагарин. Пока знают. Потому что пять процентов растерянно реагируют на вопрос, кто стал первым человеком в космосе. Про первый спутник, первую женщину в космосе спрашивать бесполезно. И про наш современный космос - тоже.

Это связно с тем, что в какой то момент космос ушел из жизни страны, уверена Юлия Сигорская. При том, что сейчас нашу жизнь невозможно представить без беспилотных систем:

- Они ведь применяются не только в военных целях. "Буран" тоже создавался, прежде всего, в интересах военных. Беспилотники сегодня не обязательно авиационные, но и наземные. Но венцом всех был и остается "Буран".

Программа "Энергия" - "Буран", как уже отмечалось, затрагивала тысячи людей. Было бы странно, не окажись в ней неожиданного поворота. Так, например, во Всесоюзном исследовательском институте авиационных материалов работал Сергей Летов, старший брат известного музыканта, создателя группы "Гражданская оборона" Егора Летова.

- В конце 1980-х мы не были знакомы, я познакомился с Сергеем недавно - на концерте, который давал Летов, - рассказывает Андрей Афанасьев. - Пообщались. В 1990-х у Сергея уже была готова диссертация, но он оставил космическую отрасль и ушел в музыку. У него есть и музыкальное образование. Профессионал в духовых инструментах, играет на них великолепно!

…И все-таки жаль, что песня "Бурана" оказалась такой короткой.