издается с 1879Купить журнал

"Нельзя просто так все вычеркнуть и забыть". Как житель владимирского поселка сохраняет память об исчезнувших окрестных деревнях и их обитателях

26 ноября 2023
Пахота на конях в деревне Швари.  На заднем плане дом семьи Самарских.  11 июня 1940 года.

vomstyore.ru

Пахота на конях в деревне Швари. На заднем плане дом семьи Самарских. 11 июня 1940 года.

Роман Фарафонов из посёлка Мстёра во Владимирской области несколько лет назад создал интернет-проект "Во Мстёре.Ру", где собирает сведения об окрестных деревнях, которые еще в середине ХХ века были густо населены, но вскоре обезлюдели и исчезли. Люди, их истории, говор и ретроснимки - это для Фарафонова главная ценность.

Деревни в постсоветской России вымирают тихо и безропотно. Вымирают быстрее, чем их названия исчезают с карт. До 1960-х годов вокруг Мстёры было много деревень, но потом началось укрупнение колхозов и бурное развитие промышленности. Люди покидали родные деревни, перевозили свои дома на новые места. А прежние - зарастали бурьяном. Многие деревни были признаны властями "неперспективными" и ликвидированы…

- Не стала исключением и деревня моей прабабушки Смирновой Евдокии Ивановны. В 1970-х она также покинула свое родное Свино́во, - говорит Роман Фарафонов.

Его проект фактически об исчезнувшей цивилизации. Деревнях и людях, которые их населяли.

Алексей и Степан Дубковы сидят на улице деревни Коровашово. Начало 1900-х годов. Фото: vomstyore.ru

- Зубариха, Яблонцы, Семынь, Акиншино, Спас-Иваново, Долгово - эти слова у многих земляков, давно уехавших из родных мест, вызовут щемящее чувство Малой Родины, которое есть у каждого, живущего на нашей Земле. Еще остались люди, которые вышли из исчезнувших деревень, их дети и внуки, для которых эти деревни - как сказочная страна, которая является им во снах, - рассказывает Роман.

Осознание того, что деревни стираются не только с географических карт, но и из памяти людской, привело его к мысли об их возрождении в виртуальном мире - так в 2009-м году родился проект "Во Мстёре.Ру". Основная его цель - сохранить память о предках, которые жили и трудились на этих землях.

Сам Фарафонов родом из Мстёры, как и его отец. Роман очень гордится, что является уроженцем этого края владимирской земли. Многие родственники Фарафоновых родились как раз в исчезнувших деревнях. Уехавшие из них жители долгое время не хотели терять связь с родными местами и каждый год собирались на месте бывших деревень, общались, вспоминали молодость и свою деревенскую жизнь.

Роман старается сохранить все, что связано с мстёрским краем: фотографии, документы, воспоминания и интересные вещи деревенского быта. Объясняет так: "Нельзя же просто так все перечеркнуть и забыть".

Девушки из деревни Коробы. 1957-й год. Фото: vomstyore.ru

Многие люди охотно делятся с Романом снимками и воспоминаниями о своих деревнях, семье, интересными и курьезными историями из жизни. Дед Романа - Виталий Иванович Фарафонов - жил во мстёрских деревнях, много лет записывал различные события, которые там происходили. Активно помогает Роману в поиске фотографий и мама, которая работает на мстёрской швейной фабрике.

Пару лет назад вместе со своим единомышленником Владимиром Борисовым в единственном заброшенном доме одной из деревень мы нашли настоящее сокровище

- А пару лет назад вместе со своим единомышленником Владимиром Борисовым в единственном заброшенном доме одной из деревень мы нашли настоящее сокровище, - рассказывает Роман. - Это был сундук, в котором находились письма, фотографии и различные документы жителей этого дома. Каким-то чудом их не выкинули и не сожгли, как это часто происходит. Обычно родственники умерших выкидывают все эти бесценные свидетельства прошлой жизни, а правильно отдавать их, например, в местный музей. Сейчас мало людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось. Но в последние время замечаю возросший интерес людей к своим корням, к малой родине и родине предков. У взрослого человека рано или поздно проявляется интерес к происхождению своего рода, своей фамилии. Ведь еще Пушкин писал, что "неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности".

Во Мстёре хранят и развивают четыре традиционных народных промысла - иконопись, вышивку, ювелирное искусство и знаменитую лаковую миниатюру. Архитектор и историк Алексей Тиц, посетивший Мстёру, описал ее как "цветистый мир красок и образов, где перед глазами невольно встают гривастые коньки-горбунки, заоблачные дали с златоверхими теремами и причудливыми храмами".

Из Мстёры вышли знаменитые художники, реставраторы, учёные и преподаватели. Здесь сохранилось много памятников архитектуры и деревянной резьбы, а говор жителей Мстёры имеет свой уникальный местный колорит.

Трандычеть здесь - значит, тараторить. Окусываться - столоваться у знакомых, значит, есть бесплатно. По белому воротнику красными нитками вышивать - выпивать, словом. А если у человека другие проблемы - с головой - он просто припудренный.

Лидия Маркова на улице в селе Спас-Иваново. Фото: vomstyore.ru

- Местному диалекту мы даже посвятили книгу, которую я издал со своим единомышленником и коренным жителем Мстёры Владимиром Курчаткиным. Она так и называется - "Мстёрский говор". Вообще наследие Мстёры очень богатое. И хочется, чтобы оно сохранялось и приумножалось для будущих поколений, - говорит Роман Фарафонов.

Что важно - не только говорит, но и сохраняет, и приумножает.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться