В Русском музее сегодня открывается выставочный проект "Одним дыханьем с Ленинградом". В экспозиции представлено более шестидесяти детских рисунков, хранящихся в музее. Время создания - от 1960-х до 2020 годов. Несмотря на прошедшие десятилетия, блокада - в памяти ленинградцев - тех, кто пережил ее, в памяти потомков и тех, кто живет в любимом городе на Неве сегодня.
В годы войны дети и подростки работали наравне со взрослыми на предприятиях и в колхозах, уходили добровольцами на фронт и становились детьми полков, отдавали свои сбережения в Фонд обороны СССР и присоединялись к партизанским отрядам. О том, какие рисунки, карикатуры и письма дети присылали в редакцию "Пионерской правды" - мы рассказывали в одном из номеров "Родины" в 2017 году.
Галерея рисунков дополнена работами, созданными детьми-ленинградцами.
Среди детей, успевших покинуть город до начала блокады, был и будущий известный художник Владимир Прошкин (1931 - 2021). Вот что он рассказывал о том, как вместе с другими ребятами уезжал из родного города летом 1941-го:
- Мы отправились в эвакуацию 6 июля 1941 года из Ленинграда. Наверное, это был все-таки Московский вокзал. Мы отправились в Ярославскую область. Но это к нашей беседе, наверное, отношение иметь не будет, потому что после того, как немецкие войска придвинулись своим северным клещем к Москве, они приблизились к ярославской области, к тому гаврило-ямскому району, в котором мы находились. Мы слышали колоннаду - приехал один из членов правительства города и поставил вопрос о том, что он сейчас работает с правительственными кругами, чтобы нас перевели отсюда куда-то дальше, в Сибирь. В середине ноября со станции Гаврилов-Ям вышел эшелон, в котором было несколько вагонов детей архитекторов - архфонд и детей художников - худфонд. Архитекторы занимали, я не могу сказать, сколько вагонов, художники занимали, если я правильно помню, 4 теплушки. В каждой теплушке было по 40 человек. Среди детей были дети от 2 и до 16 лет.
Я был в младшей группе школьников, и у меня была замечательная воспитательница Варвара Васильевна Янцен, жена нашего фондовского плотника. В этом же вагоне ехала Васса Зиновьевна Линцбах. Она была у старших девочек, по-моему. Была моя мать Белоковская Виктория Марковна - художник, член Союза художников. Художником она в ту пору правда не была, а станет уже потом, после возвращения. Но поскольку у нее на руках был двухлетний ребенок, она имела право ехать в эвакуацию. Наша директор, замечательная совершенно художница и женщина Людмила Иванова, поручила ей группу школьниц, младших девочек, в которую входило две сестры Суворовы, дочки скульптора Суворова, который после войны вместе с Симоновым займется воссозданием памятника Самсона в Петергофе. Вот так вкратце я охарактеризовал обстановку, в которой я поехал в эвакуацию...
Потрясающий рассказ о том, как жилось детям в эвакуации, чему их научила жизнь в лагере и кто из ребят стал впоследствии знаменитым художником, музыкантом, скульптором - читайте в интервью Владимира Прошкина, опубликованном в блоге Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем