издается с 1879Купить журнал

Скандальное кино по великому роману: стоит ли идти на фильм "Мастер и Маргарита"

31 января 2024

В кинотеатрах идет "Мастер и Маргарита" - очередная постановка по одноименному роману Михаила Булгакова. Вокруг нее уже вспыхнул скандал - якобы, из-за антивоенной позиции режиссера Михаила Локшина, хотя фильм сняли до СВО.

Евгений Цыганов в роли Мастера и Юлия Снигирь в роли Маргариты.

kinopoisk.ru

Евгений Цыганов в роли Мастера и Юлия Снигирь в роли Маргариты.

Мне кино не понравилось, цельного художественного произведения не увидел. В фильме много неплохих сцен, но во что-то одно они не складываются. Такое впечатление, что снимали сериал, а потом из этого материала нужно было сделать кино на два с половиной часа и с задачей не справились. Зрителя не ведут по повествованию, а швыряют из одной сцены в другую, да так лихо, что может и укачать.

Почему в первой сцене с Понтием Пилатом нет ни головной боли (ее обозначают лишь словами), ни палящего солнца? Про Пилата и Иешуа вообще рассказано отрывочно и плохо. Скрепить кино в нечто целое может только очень "добрый человек", который дословно знает роман и готов во время сеанса его самому себе досказывать.

С актерами примерно так же - по отдельности они вроде бы хороши, играют звезды: Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Алексей Гуськов, Леонид Ярмольник, но в "Мастере и Маргарите" 2024 года это не слаженный оркестр, а набор не спевшихся солистов и в итоге - какофония. Одна из главных неудач - Воланд (немецкий актер Аугуст Диль), он плоский и неинтересный, куда ему до Воланда Басилашвили, хотя и тот сериал далеко не идеал. Бездомный сыгран в стиле плохого КВН, Алоизий примерно так же.

Придуманная режиссером индустриальная Москва высотками и башнями иногда похожа на "Властелина колец", а иногда, когда Маргарита летает на швабре, на "Гарри Поттера". Странно? Да. Необычно? Конечно. Но и только.

Лучшая на мой вкус сцена - знакомство Мастера с Маргаритой. Любовь Цыганов и Снигирь сыграли трогательно и искренне. Хорошо и уютно в квартире писателя, во все остальные места фильма возвращаться не хочется.

Еще одна удачная сцена - больной изможденный Мастер дописывает роман в сумасшедшем доме, за его спиной Воланд. Талант и его реализация как крест настоящего художника, который не может не писать. Талант как проклятие.

Есть легенда, что Булгаков не хотел, чтобы кто-то другой писал сценарий по "Мастеру и Маргарите". Однажды, мол, когда его уже не было в живых, к одному из режиссеров, который за это взялся, приехала жена Булгакова. Сказала, Миша внизу в машине ждет, поэтому коротко: фильм снимать он запретил.

Я готов в это поверить. Новая экранизация - часть той силы, что вечно хочет сделать хороший фильм по "Мастеру и Маргарите" и вечно у нее не получается.