Как сарматы Южного Урала провожали в загробный мир своих вождей? Почему молодую женщину V - IV веков до н.э. похоронили с царскими почестями и усыпали золотыми украшениями? Какие тайны и сокровища скрывал Филипповский некрополь сарматов? Ответы на эти и другие вопросы в документальном фильме дали сотрудники Института археологии Российской академии наук.
Свое название выдающийся памятник археологии получил в честь находящегося поблизости села Филипповка Оренбургской области. Местность, видимо, имела сакральное значение для кочевавших здесь 2400 - 2500 лет назад сарматов, так как историки обнаружили и исследовали 29 курганов. Некоторые из них получили название "царских", так как их высота была от 7 до 8 метров, а ширина от 80 до 120 метров.
С 1986 по 1990 годы раскопки велись экспедицией Башкирского филиала Академии наук СССР под руководством Анатолия Пшеничнюка, и Приуральской археологической экспедиции Института археологии РАН под руководством Леонида Яблонского, которая вела разработку Филипповских курганов с 2004 по 2014 год.
Были обнаружены и введены в научный оборот тысячи прекрасных образцов прикладного искусства: ювелирные украшения кочевников Южного Приуралья, предметы искусства в стиле персидской державы Ахеменидов, оружие и доспехи, элементы одежды и конского снаряжения, керамические, бронзовые, стеклянные сосуды и даже набор игл для нанесения татуировок.
Однако наиболее интересное открытие ожидало ученых в 2013 году при раскопе кургана №1 могильника Филипповка 1. Здесь покоились останки молодой женщины, как показали дальнейшие исследования, ей было 35 лет.
"В головах находился плетенный из прутьев ларь, доверху заполненный предметами, включающими литую серебряную фиалу с крышкой, золотое нагрудное украшение, деревянный сосуд с золотыми накладками-обоймами, стеклянные, серебряный и глиняный туалетные сосудики, кожаные мешочки, наполненные разноцветными красками, и клык лошади. Рядом лежало большое серебряное зеркало с позолоченной ручкой, украшенной в зверином стиле, с рельефными позолоченными композициями на тыльной стороне диска. В центре диска - изображение орла, окруженное фигурками крылатых быков в полный рост...
Одежды погребенной - нижнее платье, рубаха и шаль - были украшены многочисленными штампованными нашивками из золотого листа, изображающими цветы-розетты, сайгака, свернутого в кольцо, сцены терзания сайгака пантерой. Бахрома шали представляет собой золотые цепочки из литых деталей. Рукава рубахи расшиты разноцветным бисером, образующим сложный геометрический орнамент. В районе височных костей черепа находились две литые золотые серьги с деталями в технике перегородчатой эмали. На каждый палец руки были надеты литые золотые перстни с изображениями на щитках, выполненными в зверином стиле", - говорится в отчете экспедиции.
Там же были найдены две каменные "палитры" для разведения красок, использовавшихся при нанесении татуировок, железные позолоченные татуировочные и швейные иглы, костяные ложечки для разведения красок с ручками, украшенными в зверином стиле. Колчан со стрелами.
- Это была женщина очень высокого социального статуса. Видимо это была жрица, причем не отдельной семьи или рода, а целого сообщества, - считал кандидат исторических наук Леонид Яблонский.
Сохранившиеся фрагменты ажурной вышивки плаща сарматской жрицы были переданы на восстановление. На первом этапе работ художнику-реставратору Наталии Синицыной удалось определить природу сплавов элементов вышивки - бляшки и бусины изготовлены из листового золота с использованием драгоценного металла на уровне 85 процентов. А тройной сплав золота, серебра и меди представляет собой тип золотого сплава, характерного для древней Греции. Трудоемкие работы заняли у реставратора около полутора лет.
В итоге наиболее значимые артефакты были представлены в государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина на выставке "Золото сарматских вождей".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем