Новая выставка Кировского областного краеведческого музея рассказывает об изменениях в городе, которые происходили в течение нескольких веков. Куратор Юлия Френкель решила представить процесс эволюции через планы Вятки и Кирова, которые сохранились в музейной коллекции.
- Наши фонды богаты письменными источниками. Среди них множество карт и планов. Естественно, возникла идея показать это. Но были сомнения, насколько такие экспонаты заинтересуют наших гостей. Прошлым летом мы решили провести небольшой эксперимент и включили в одну из выставок, ориентированную на детей, буквально две карты. Интерес к этим экспонатам превзошел наши ожидания. Когда я планировала выставку, было ясно, что представлять только планы городских улиц - не очень интересно. Поэтому мы решили дополнить выставку другими материалами, - рассказывает Юлия и предлагает посмотреть на экспозицию.
Музейные фонды сохранили планы города и его отдельных частей со второй половины XVIII века. Поэтому хлыновский период в истории города представлен образами, созданными художником Александром Селезеневым. Мастер постарался максимально точно воссоздать облик города на основе его описаний и документальных источников XVII века.
Хотя он и не скрывает, что его работы надо воспринимать не как документальное фото, а в первую очередь как художественное произведение,- облик построек претерпел определенную эстетическую трансформацию.
Работы Александра Селезенева выполнены в оригинальной технике, которая визуально напоминает офорт. Но имеющееся для печати гравюр оборудование из-за небольших размеров не позволяло автору точно передать детали. Поэтому он создал свою технику, которая дала возможность отразить на листе все детали, о которых упоминают исторические источники.
Чтобы не ограничиваться только планами и графическими реконструкциями города, Юлия Френкель дополнила экспозицию своей выставки геодезическим оборудованием XIX века, которое также хранится в фондах Кировского краеведческого музея. С помощью примерно таких же устройств геодезисты создавали планы местности еще несколько десятилетий назад. До того времени, когда им на смену пришла современная цифровая и лазерная техника.
Но одна из самых интересных изюминок новой выставки в том, что на ней представлен не только город на определенных этапах своей истории, но и город, каким бы он мог быть. В фондах отыскались десятки проектов зданий, которые так и не были построены. Однако сохранившиеся материалы являются наглядным отражением архитектурной моды и технического уровня своих эпох.
Особенно интересен проект комплекса зданий Вятского крайисполкома. Он был создан архитектором Сергеевым в 1934 году. В году, когда Вятский край был воссоздан фактически в своих исторических границах и, помимо Кировской области, включил в себя и территории современной Удмуртии.
Главное административное здание региона предлагалось разместить на набережной реки Вятки, там, где сейчас располагается Вечный огонь. Архитектурный комплекс архитектора Сергеева должен был быть куда более масштабным, чем построенный позже на Театральной площади в стиле сталинского ампира. Отличалась и стилистика. Во время создания эскиза в моде еще был конструктивизм. Именно в этом стиле должен был быть выполнен и дом крайисполкома. И это только один из примеров не реализованных в Вятке и Кирове проектов. Но их лучше увидеть вживую.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем