издается с 1879Купить журнал

Лузан и красные штаны: в Кемерове открылась выставка охотничьих костюмов

26 февраля 2024

"Мужчина. Охотник. Воин", "Женщина - хранительница очага". В Кемерове открылись выставки, рассказывающие о главных человеческих ценностях и основах. Новый проект Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге и Кузбасского государственного краеведческого музея посвящен Году семьи. Ее традиционная модель - когда во главе мужчина, продолжатель рода, защитник и добытчик.

Юлия Потапова/ РГ

- Мы хотим донести до широкой публики: охотник и воин - очень значимые и уважаемые историко-культурные персонажи буквально во всех культурах и обществах на протяжении всей истории человечества. Именно они выполняли важные функции защиты личной свободы, свободы и независимости своей социальной группы, а также защиты имеющихся и завоевания новых ресурсов и новых территорий, - подчеркнула кандидат культурологии, замдиректора Российского этнографического музея по научной работе, научно-экспозиционной деятельности и подготовке научных кадров Елена Герасименко. - Охотник и воин пользовались уважением в обществе еще и потому, что умели виртуозно владеть оружием. Это ведь и художественное произведение, ярко характеризующее вкус, статус, положение и власть своих владельцев.

В экспозиции, разместившейся в отделе истории Кузбасского государственного краеведческого музея, представлены редкие этнографические костюмы, ценные образцы оружия и снаряжения - от кавказских кинжалов и ножей, капсульных и кремневых ружей до персидской секиры и копья, туркменской сабли и японского ножа. Свыше трехсот подлинных предметов охотничьего и воинского быта народов, населяющих территорию от Восточной Европы до Тихого океана и от Арктики до Тянь-Шаньских гор.

Все выставляются в Кузбассе впервые. Культурно самобытные, с национальным колоритом, они по большей части датированы концом XIX - началом XX веков и показывают сугубо мужские виды традиционных занятий, требующих особых навыков и незаурядных качеств. Из любой схватки мужчина должен выйти победителем. А это всегда, везде и во все времена требовало не только огромного напряжения сил и самообладания, но и тактического превосходства.

- Костюмы русского и белорусского охотников неяркие, спокойных серо-коричневых оттенков, позволяющих буквально слиться с местностью. В них нет ничего лишнего, у каждой детали конкретное назначение. Русский, чтобы все было под рукой, облачался в лузан - отделанную кожей короткую теплую безрукавку с множеством карманов. Не забыть, что лежит в каждом - тренировка памяти и внимания, незаменимых в охотничьем деле, - отметила кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Рица Зельницкая. - А у традиционной одежды закарпатского охотника-пастуха совсем другой вид. Ярко-красные штаны указывают на возраст хозяина - это мужчина средних лет. Причем женатый, поскольку перо на шляпе с правой стороны. В глаза бросается и большой крест: гуцулы были хорошими кузнецами и выкованные собственноручно кресты носили скорее как украшение - поверх одежды.

Бисером расшит костюм эвенка, охотившегося верхом на олене. Животных ставили под седло (его можно увидеть на выставке) и приучали не бояться выстрелов. Так же, как и народы севера, жители территорий современного Афганистана, Ирана и Средней Азии, вынужденные постоянно обороняться от набегов, приобщались к охоте и воинскому делу с раннего возраста. Мальчика уже в три года сажали на коня.

Есть в экспозиции и атрибуты аристократической охоты, которую азиатские ханы и князья устраивали для высоких гостей из соседних государств. Охотиться выезжали, словно на пикник - в сопровождении десятков слуг, с домашним самоваром, множеством посуды и кувшинами для омовения.

А охотник из народа коми по несколько месяцев вел в тайге аскетичный образ жизни. Многие коми были старообрядцами, поэтому в красном углу охотничьей избушки - божница. На деревянном карманном календаре-святцах дни отмечены насечками, а важные даты и праздники - крестиком. Рядом хранятся швейные принадлежности и нехитрые музыкальные инструменты.

На самом почетном месте, в кожаном чехле, а то и в ларце из дерева - ружье. Не почистив и не смазав его, охотник готовить ужин не начинал. Ружья были дороги во всех смыслах, их берегли и передавали по наследству сыновьям. К слову, на ружье эвенка можно разглядеть клеймо знаменитого Тульского завода.

Фото: Министерство культуры и национальной политики Кузбасса

Самую большую ценность, по словам экспертов, представляют подлинные образцы огнестрельного и холодного оружия. Некоторые никогда раньше не выставлялись, были отреставрированы именно для этого проекта. В том числе предметы, пострадавшие в годы Великой Отечественной войны и во время сильного наводнения в Ленинграде в 1924 году.

- Это, например, кавказское ружье, которое находилось в очень плохом состоянии. У него полностью восстановили ложе, элементы перламутра, костяные и металлические детали, - уточнил художник-реставратор I категории Российского этнографического музея Артем Ади. - К выставке отреставрировали и ружье с капсюльным замком, и русское ружье, которые, в отличие от кавказского, ранее экспонировались. Их подвергли чисто косметическим процедурам: удалили следы коррозии, сколы и трещины.

Среди экспонатов есть предметы XVIII, а возможно и XVII веков. Например, самурайский доспех, доставленный в питерский музей в XIX веке.

- Шлем с устрашающей маской и кираса - реликвии клана. Самураи обычно демонстрировали их гостям. Мы хотели показать небольшую часть интерьера и познакомить посетителей выставки с системой тренировок японских воинов, искусно владевших холодным оружием, - пояснила научный сотрудник отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея Елена Андреева. - Самураи придумали искусство кэндо - фехтования на бамбуковых мечах. У каждого клана была своя школа и собственные площадки для тренировок.

Фото: Кузбасский областной краеведческий музей

По словам министра культуры и национальной политики Кузбасса Ольги Феофановой, еще недавно организовать подобную выставку в регионе не позволяла материальная база. Ведь требования не только к транспортировке, но и к демонстрации предметов оружия очень серьезные. Но теперь в краеведческом музее есть современное оборудование, включая витрины с бронированными стеклами. У любой из них можно проводить занятия для студентов и школьников.

Символично, что федеральную выставку совместили с региональной - "Женщина - хранительница очага", объединив два начала, создающих семью - основу государства. "Женская" экспозиция посвящена рождению и воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, сохранению семейных ценностей и традиций. В ней более двухсот подлинных предметов конца XIX - начала XX веков из фондов областного и муниципальных музеев Кемеровской области. Одежда, изделия домашних ремесел, историко-бытовые, старинные фотографии семей сибиряков.

Особая гордость музейщиков - женские национальные костюмы. В том числе чувашский, мордовский и телеутский. Наряды из Вятской и Енисейской губерний, повседневные и свадебные. Домотканые вышитые рушники. Переселенцы ехали в Сибирь за сотни верст со своими прялками и ткацкими станами. Но есть на выставке и утюг, сделанный на старейшем в Кузбассе Гурьевском металлургическом заводе.

Фото: Министерство культуры и национальной политики Кузбасса

- Каждый экспонат интересен по-своему, - считает Ольга Феофанова. - Этот проект - своего рода визитная карточка Года семьи. Независимо от того, какой век за окном, мужчина - охотник и воин. Нам и сегодня нужна защита семьи, защита своих границ, защита государства. Еще вчера казалось, что все можно сравнить и сравнять. Но выяснилось, что это не так. Мужчина должен быть воином, и задача семьи - воспитать его таким. Очень хотелось бы, чтобы после посещения наших выставок появились новые крепкие и многодетные семьи.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться