издается с 1879Купить журнал

Что известно о татуировках в Пазырыкской культуре

12 марта 2024

Татуировки - одна из ярких черт Пазырыкской культуры. Их носили пазырыкцы всех возрастов и сословий. Татуировки были выполнены высокохудожественно и содержали образы животных и мифических существ. Смысл этих рисунков скрыт от нашего понимания. Возможно, в дописьменную эпоху с их помощью кочевники создавали на своем теле летопись своей жизни и своего племени.

Татуировка с правой руки вождя сохранилась на препарированном участке кожи.

Государственный Эрмитаж

Татуировка с правой руки вождя сохранилась на препарированном участке кожи.

Расцвет пазырыкской культуры пришелся на VI-III века до нашей эры. Пазырыкцы были кочевниками и жили на территории современных Республики Алтай, Казахстана, Монголии и Китая. Впервые тело татуированного мужчины обнаружил в 1948 году во Втором Пазырыкском кургане выдающийся отечественный археолог Сергей Руденко. Это был вождь, умерший в возрасте около 50 лет.

"Его татуировки были замечательными по своим художественным достоинствам и абсолютно необычными - ничего подобного ранее найдено не было", - отмечает главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор исторических наук Наталья Полосьмак.

Над сердцем вождя располагалась голова фантастического существа, предположительно, львиного грифона. Изображение переходило на спину и заканчивалось над левой лопаткой спирально закрученным хвостом с головой птицы или змеи на конце.

Хорошо сохранились татуировки на правой руке, покрывающие ее практически полностью. Снизу доверху протянулась цепочка из животных и фантастических существ. Примечательно, что звери, которых вождь кочевников мог наблюдать при жизни, - горный баран, кулан, олень - изображены с вывернутым крупом. По одной из версий, так могли рисовать животных, принесенных в жертву.

Татуировки на левой руке сохранились хуже, но было очевидно, что это тоже изображения зверей. Правую ногу вождя украшала большая рыба. На спине вдоль позвоночника нанесены в одну линию точки.

Фото: Государственный Эрмитаж

В середине ХХ века не было технологий, позволяющих сохранять артефакты, и мумия на месте стала быстро разлагаться, а кожа чернеть. Тело препарировали, в том числе отделили части кожи, покрытые рисунками и в таком виде доставили в Эрмитаж. Вместе с вождем из погребения достали тело мумифицированной женщины.

Еще две мумии - мужчины и женщины - археологи под руководством Руденко извлекли из Пятого кургана. Кожа этих трех мумий на тот момент уже была почерневшей, и были ли на них рисунки, сразу установить не удалось.

Ученые долгое время считали, что татуировки подчеркивали высокий социальный статус. Знаменитая принцесса Укока, найденная новосибирскими археологами под руководством Натальи Полосьмак в 1993 году на Алтае недалеко от границы с Китаем, также была с татуировками на руках. Это были изображения оленей, рога которых красиво разветвлялись и оканчивались птичьими головами.

Найденную женщину хоть и называют принцессой, на самом деле она относилась к знати среднего ранга, на что указывает небольшой размер кургана, в котором ее похоронили. А когда через два года еще один выдающийся археолог из Новосибирска Вячеслав Молодин обнаружил татуированного мужчину в совсем уж скромном погребении, стало понятно, что татуировки были частью всей Пазырыкской культуры и носили их все члены общества - и рядовые, и знатные.

Пятый Пазырыкский курган. Фото: Государственный Эрмитаж

В 2004 году исследователи из Эрмитажа сфотографировали мумии, найденные Руденко во Втором и Пятом курганах, в отраженных инфракрасных лучах. На снимках кожа "посветлела", а на ней четко проступили татуировки. Это тоже были животные и мифические создания, также выполненные очень искусно. В деталях, линиях и образах угадывался похожий стиль.

Только у одной из женщин из Пятого кургана на тело была нанесена татуировка, отличающаяся от других рисунков. Ее подробно описали в своей научной работе сотрудники Эрмитажа Людмила Баркова и Светлана Панкова.

Это была композиция из трех хищников семейства кошачьих и двух пойманных ими оленей. Хищники изображены не в профиль, как это характерно для других рисунков, а в фас. Похожий стиль был свойственен для скифской культуры в целом, но также подобные примеры изображения хищников находили в захоронениях Северного Китая.

Возможно, художник был знаком с различными традициями нанесения татуировок. Либо сама женщина прибыла на Алтай из региона, где принят такой стиль.

Татуировка мумии из Пятого Пазырыкского кургана. Фото: Журнал "Археология, этнография и антропология Евразии"

Рисунки на телах всех найденных мумий повторяли образы пазырыкского искусства. Тех же зверей, птиц и фантастических существ можно было увидеть и в деревянной резьбе, в кожаных аппликациях или в аппликациях по войлоку, которые также хорошо сохранились в курганах.

Татуировка мужчин и женщин несколько отличалась, но не образами, а исполнением. Женская татуировка состояла из более мелких деталей, не включала крупных зверей и сильно зачерненных изображений, как это было на мужских татуировках.

Одно из важных свойств татуировки, наверное, в любом древнем обществе, - это функция оберега. Также нанесение татуировок могло быть связано с лечебными функциями. Возможно, точки вдоль позвоночника на теле вождя были как раз попыткой снять боль в спине. Количество рисунков могло быть связано с тем, сколько лет прожил человек или какой статус занимал в социальной иерархии.

Ученые сделали анализ краски в Институте катализа и неорганической химии СО РАН и выяснили, что татуировки пазырыкцев были сделаны сажей. Специальных приспособлений для татуировок найдено не было. Предположительно, на коже рисовали эскиз, потом по нему делали проколы тонкими иглами и в эти проколы втирали сажу, смешанную с жиром. Мастер несомненно должен был обладать художественным даром, ведь исправить татуировку было невозможно.

"Татуировки на телах - это то, что объединяло всех пазырыкцев, их несмываемые знаки, указывающие на родство более крепкое, чем кровное; то, что позволяет опознать своего в этом и в ином мире. Различия в количестве знаков, местах нанесения рисунков, композициях лишь подчеркивают индивидуальность каждого. На теле человека "записывалась" его собственная история, но образы и знаки, как буквы одного алфавита, были одними и теми же для всех", - отмечает Наталья Полосьмак в своей исследовательской работе, опубликованной в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии".

Исследователь добавляет, что о смысле изображений можно только догадываться. Не исключено, что каждый образ животного может содержать свой определенный символ, возможно, даже не связанный с его звериной сущностью.