издается с 1879Купить журнал

Ветеран спецслужб опроверг мифы и стереотипы о КГБ

13 марта 2024

Если отвергнуть стереотипы и посмотреть на ситуацию объективно, то становится очевидным, что КГБ, ОГПУ, НКВД - это совершенно разные структуры. КГБ не имеет ровным счетом никакого отношения к репрессиям 1937 года. Это другая служба, действовавшая в принципиально иных условиях. Об этом в интервью RT рассказал историк и ветеран спецслужб Олег Хлобустов.

Негативные оценки деятельности КГБ определяются ассоциациями с событиями 37-го года, когда комитета даже не существовало.

Михаил Воскресенский/РИА Новости

Негативные оценки деятельности КГБ определяются ассоциациями с событиями 37-го года, когда комитета даже не существовало.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР был создан 13 марта 1954 года. Он был известен на весь мир под аббревиатурой КГБ.

"Фактически историческим предшественником КГБ являлось Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР, существовавшее в 1946-1953 годах, - говорит Олег Хлобустов. - Но в марте 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР была проведена реформа органов государственного управления, в ходе которой МГБ было ликвидировано, а его функции переданы в Министерство внутренних дел".

По словам историка, КГБ отличался от ранее существовавших советских спецслужб. Еще в сентябре 1953 года было ликвидировано так называемое Особое совещание, существовавшее с 1934 года, которое обладало правом нарушения конституционного положения об отправлении судопроизводства исключительно судом.

"Особое совещание отправляло людей в ссылку и в места лишения свободы во внесудебном порядке. Также на определенном этапе ему было предоставлено право выносить смертные приговоры. В КГБ ничего подобного не было", - подчеркивает Хлобустов.

Еще одним принципиальным отличием, по его словам, было появление прокурорского контроля и надзора, в том числе за деятельностью следствия органов госбезопасности. Было даже создано специальное управление в прокуратуре СССР.

"С 1954 года начался пересмотр дел ранее осужденных лиц, - продолжает историк. - Часть из них были реабилитированы, еще часть - освобождены с учетом уже отбытого срока наказания, некоторым изменили формулировки в статьях обвинения и сократили сроки лишения свободы".

Если отвергнуть стереотипы и посмотреть на ситуацию объективно, то становится очевидным, что КГБ, ОГПУ, НКВД - это совершенно разные структуры. КГБ не имеет ровным счетом никакого отношения к репрессиям 1937 года. Это другая служба, действовавшая в принципиально иных условиях.

"С момента введения в СССР нового уголовного законодательства в 1959 году и до развала СССР за 32 года КГБ привлек к уголовной ответственности всего 14 689 человек. Я не говорю, много это или мало, а просто называю цифру", - отмечает Хлобустов.

Действительно, стереотипов и мифов о деятельности КГБ, о "кровавых палачах" и "бесцветных" людях в костюмах, по одному щелчку пальцев которых мог бесследно пропасть человек, до сих пор существует немало. Но много ли у них общего с действительностью?

"Негативные оценки деятельности КГБ определяются ассоциациями со слежкой, репрессиями, доносами, провокациями, преследованием инакомыслящих, событиями 37-го года, когда комитета даже не существовало, - утверждает Олег Хлобустов. - Такие стереотипы намеренно внедряются в сознание.

Еще в 1987 году началась массовая кампания по дискредитации советской власти, в том числе органов государственной безопасности. А ведь госбезопасность - это, по сути, иммунная система, сохраняющая государственный механизм. Когда ее отключили, СССР прекратил свое существование. А тем, кто говорит, что страна якобы развалилась сама, хочу напомнить, что в США даже отчеканили памятную медаль "За победу в холодной войне".