издается с 1879Купить журнал

"Все перешли на цифру, а мы показываем на пленке!" - исполнилось 100 лет уральскому кинопрокату

19 марта 2024

В Свердловской области отмечают столетие государственного кинопроката. В 1924 году было создано региональное отделение "Уралсовкино", с этого времени ведет отсчет своего существования областной фильмофонд.

Главная особенность скрывается в аппаратной.

Татьяна Андреева

Главная особенность скрывается в аппаратной.

Хотя Екатеринбург был среди пионеров частного кинопроката: только успели в 1895 году братья Люмьер снять короткометражку "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота", как в Екатеринбурге в 1896 году открылся первый коммерческий кинотеатр. После революционных бурь молодое советское государство выделило кино из прочих искусств и взяло прокат в свои руки.

Уральский фильмофонд живет в здании, построенном специально для него в конце 1950-х. Тогда на довольствии у прокатчиков были даже конюшни, развозить фильмы по городам и селам. Сейчас на всю Свердловскую область 34 кинотеатра, открытых по федеральной программе Фонда кино и нацпроекту "Культура". Действующие залы есть, к сожалению, даже не в каждом населенном пункте районного значения.

Есть свой кинозал и в фильмофонде. Небольшой, на 34 места. Но его главная особенность скрывается в аппаратной - это два кинопроектора 23КПК. Их, предназначенных для показа фильмов на 35-мм пленке, в регионе остались единицы, работающих и того меньше. Но эти два постоянно в деле.

- Они в рабочем состоянии, чем мы гордимся! Как вы понимаете, комплектующих давно нигде нет. Нужно было заменить одну лампу, так искали даже через коллекционеров, - рассказывает Татьяна Галенцова, сотрудник областного фильмофонда. - Все перешли на цифру, а мы в нашем зале показываем фильмы на пленке.

Здесь устраивают киносвидания, детские и взрослые дни рождения, а еще собирается старейший на Урале киноклуб - ему уже 57 лет, и на его встречах можно увидеть людей, которые стояли у истоков этого объединения.

Стены коридоров увешаны старыми афишами. Некоторые не только пожелтевшие, но также изрядно помятые. К сожалению, прокатчики не видели ценности в рекламных плакатах, выбрасывали их сразу после окончания показа фильмов. Например, те помятые экземпляры сохранились, потому что в них были завернуты бобины пленки.

Ценные экспонаты в фильмофонде собраны в комнате с табличкой "Немузей кино". Это документы, фотографии, кинопроекторы и кинокамеры. Есть стенд, рассказывающий о Григории Александрове: до того, как стать режиссером и классиком, он успел поработать в "Уралсовкино".

Можно взять в руки кинокамеру "Конвас", названную по имени ее создателя Василия Константинова, и удивиться - компактная, но очень увесистая! Говорят, она считалась неубиваемой. Именно на такую камеру снимался фильм Михаила Калатозова "Летят журавли" и тот знаменитый кадр с вращающимися деревьями.

Взяв уже привычные нам по 3Д-кинотеатрам очки, можно посмотреть первый советский стереофильм "Робинзон Крузо". Снят он в 1948 году. В главной роли Павел Кадочников, но с лохматой бородой узнать красавца-актера непросто. Стереотехнология впервые была изобретена именно в Советском союзе, но потом мы упустили пальму первенства, не став развивать этот киноаттракцион.

В фильморемонтной мастерской технолог Марина Пальчикова целыми днями перематывает пленки, ремонтирует их, когда находит поврежденные фрагменты.

- Я должна подготовить фильм для показа. Проверить качество кинопленки: перфорацию, отсутствие царапин, цветность изображения. Старые цветные пленки могут менять цветность, становиться зелеными, бурыми и так далее. Здесь, посмотрите, хорошая цветность, - рассказывает Марина, успевая перемотать, отрезать, заклеить скотчем и пробить заново перфорацию.

Главное в фильмофонде - фильмохранилище. 3500 лент, от черно-белых немых, вроде "Аэлиты" и "Папиросницы из Моссельпрома" 1924 года до каких-нибудь "Детей шпионов". Бобины расставлены по полкам от пола до потолка. Один только фильм "Москва слезам не верит" занимает 15 коробок! Температура в помещении 15,5 градусов - чтобы хорошо было пленке, а не людям.

Сейчас коллекция не пополняется: весь современный кинопрокат идет на цифровых носителях, с пленками никто возиться не хочет. Кроме этих чудесных женщин, которые хранят, перематывают, лечат и снова показывают старые фильмы.