В субботу в столице прошел весенний парад трамваев, посвященный 125-летию открытия трамвайного движения в Москве. Впервые колонна исторических вагонов проследовала по Лесной улице, а подробнее рассмотреть раритеты можно было на площади Тверская Застава перед Белорусским вокзалом. Трамваи двинулись в путь в 11:00, а выставка вагонов на площади продлилась до 16:00.
6 апреля 1899 года в Москве был запущен первый электрический трамвай. Номер его был 6. Скорость развивал немалую - до 25 км/ч. Проехал трамвай, правда, за официальной границей города: от Бутырской заставы до Петровского парка. На торжественном открытии присутствовали московский губернатор гофмейстер Александр Булыгин, московский городской голова князь Владимир Голицын, исполняющий должность московского обер-полицеймейстера полковник Дмитрий Трепов. На следующий день трамваи уже шли по обычному расписанию: с 8 утра до 8 вечера.
Электрический трамвай пришел на смену конке - вагону на конной тяге, который ходил по рельсам. Вмещалось в двухэтажную конку 15-16 человек. На первом этаже можно было проехать за десять копеек, а на втором, на империале, - за пять. Кстати, вход на империал был разрешен только мужчинам. Поскольку считалось, что дама в пышной юбке не сможет подняться по узкой винтовой лестнице и не нарушить при этом правил этикета.
Но к концу XIX века конно-железные дороги Москвы перестали справляться с потоком пассажиров. А их рельсовые пути требовали ремонта. Поэтому в 1898 году Первым обществом конно-железных дорог было принято решение переоборудовать Долгоруковскую линию конно-железной дороги от Страстной площади до Бутырской заставы, а также две загородные линии - от Тверской заставы до Петровского дворца и от Бутырской заставы до Петровского парка - под линии электрического трамвая.
Первые модели, кстати, были зарубежного производства - западногерманские трамваи марки "Фалькенрид". К концу 1899-го появились чешские вагоны "Рингхофер", их правопреемницей стала всем известная "Татра" - модель очень популярная в Москве.
Изначально трамвайные вагоны особым комфортом не отличались. Они были деревянными и узкими - всего 2,2 метра. Скамейки располагались вдоль салона. Система оплаты была хитрой. Линия делилась на четыре участка, каждый из которых состоял из нескольких остановок. Проезд по одному участку стоил пять копеек. Получается, за все четыре надо было заплатить 20.
В 1936 году появляется модель трамвая М-36, которую в народе прозвали "голубым вагоном" из-за цвета корпуса. Это был первый не деревянный, а металлический вагон с очень продвинутым для того времени дизайном. К тому же вагон стал шире на целых 30 сантиметров. Это позволило поставить мягкие сидения поперек салона.
Самым узнаваемым трамваем Москвы стал вагон КМ (Коломенский моторный) №2170. Первые его два опытных образца появились еще в 1926 году. После "ухода на пенсию" последний сохранившийся КМ №2170 превратился в киноактера. Его можно увидеть в таких фильмах, как "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота", "Мастер и Маргарита" и не только.
А самым известным московским трамвайным маршрутом, конечно, стал "А" - легендарная "Аннушка", появившийся в 1911 году. Изначально "Аннушка" проходила по всему Бульварному кольцу (оно называлось "Кольцо А"). Сегодня - только от Чистых прудов до Калужской площади. На этом маршруте в годы Первой мировой войны кондуктором и вагоновожатым работал писатель Константин Паустовский, об этом он рассказал читателям в автобиографии "Повесть о жизни" (1963).
Многие связывают трамвай "А" с той самой разлившей масло Аннушкой из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". На самом деле, трамвай, отрезавший голову Берлиозу, никакого отношения к реальной "Аннушке" не имеет. Маршрут "А" даже никогда не пролегал рядом с Патриаршими прудами.
Сегодня трамвайный парк Москвы насчитывает порядка 850 трамваев, половина из которых суперсовременные трехсекционные "Витязи-М" с салоном на 260 человек, низким полом, климат-контролем, USB-зарядками, информационным табло и видеонаблюдением.
Трамвай - это больше, чем просто общественный транспорт. Есть в его характерном стуке колес, сменяющемся за окном пейзаже и искрах, летящих из-под контактной дуги, что-то совершенно особенное. Недаром о трамвае написано так много стихотворений и песен. Вспомнить хотя бы Николая Гумилева и его "Заблудившийся трамвай" или "Песенку о московском трамвае" Булата Окуджавы.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем