издается с 1879Купить журнал

В Самаре вспомнили, как богатели на хлебе

05 апреля 2024

В Самарском областном историко-краеведческом музее имени П.В.Алабина работает выставка "Хлебная лихорадка". Выставка рассказывает, как за считанные десятилетия в XIX веке Самара превратилась из маленького городка в один из важнейших центров Российской империи на Волге. Хлеботорговцы и мукомолы определяли характер города, его стиль и облик.

Хлеботорговцы и мукомолы определяли характер Самары, ее стиль и облик.

Хлеботорговцы и мукомолы определяли характер Самары, ее стиль и облик.

Зерно, мука и хлеб уходили из Самары на продажу до бассейнов Балтики и Средиземного моря. Волжские пристани были "безднами, которые могут поглощать неимоверные массы товаров: в них ничто не залеживается далее весны: вскрывается Волга - и скопленные во время зимы на пристанях огромные грузы товаров уносятся по Волге на конных машинах, баржах, судах в разные внутренние торговые пункты и порты Каспийский, Балтийский, Азовский", - писали "Самарские губернские ведомости" в 1854 году.

В 1849 году по Волге из Самары отправили пять миллионов пудов зернового хлеба, а в 1870-м - более 20 миллионов пудов только пшеницы.

Отдельный раздел выставки посвящен бурлакам, тянувшим на бечеве суда против течения реки. Армия этих трудяг на волжских берегах в середине XIX века достигала 300 тысяч человек.

Работа бурлака была тяжелой, но платили за нее относительно неплохо по тогдашним меркам. В среднем - 14 копеек в день плюс еда. В удачный сезон бурлак мог заработать до 60 рублей. За 14 копеек, кстати, тогда можно было купить пачку деликатесных макарон. А фунт свинины обходился в 12 копеек.

Экспонаты выставки: квашня , ступа и ручная мельница. Фото: Ольга Дмитренко

Но хлеб возили не только по реке. Активно использовали гужевой транспорт и железную дорогу.

"То была настоящая белотурочная лихорадка, которой не избежали из здешних жителей ни один купец, почти ни один чиновник, но многие приезжали из других, даже отдаленных губерний, в надежде скоро обогатиться от посева белотурки (сорт твердой пшеницы)", - отмечал Н.В. Воронов в "Описаниях Волжского прибрежья Самарской губернии и замечательнейших его местностей" (1851 г.).

Хлебная торговля поглотила почти всех жителей Самары, на въезде в которую с Оренбургского тракта был целый город ветряных мельниц. А первая паровая мельница в городе появилась возле Волги, рядом с местом, где через 20 лет вырос Жигулевский пивоваренный завод Альфреда фон Вакано.

Кстати, один из первых городских памятников в Самаре поставили местным купцам-мукомолам - Шихобалову и Соколову. Богатейшие дельцы обращали свои капиталы на общественную пользу. За свой счет они строили храмы, открывали учебные заведения, больницы, приюты, помогали обездоленным и голодающим. За несколько десятилетий благодаря "хлебным" деньгам Самара изменилась до неузнаваемости.