издается с 1879Купить журнал

"Штурмовые ночи Спасска, Николаевские дни…"

Почему эту строку вычеркнули из знаменитой песни про "волочаевские дни" и из истории

05 апреля 2024

В ночь на 5 апреля 1920 года японские войска, расположенные в крупных и малых городах юга Дальнего Востока, напали на гарнизоны Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Особенно пострадал Хабаровск, по которому открыли интенсивный артиллерийский огонь. Было убито и ранено около двух с половиной тысяч человек. Среди них множество мирных жителей.

Хабаровск, 5 апреля 1920 года. Штаб 1-го Советского полка. Политический уполномоченный, командир полка Усенко, (стоит боком в фуражке) принимает требование японцев сложить оружие.

из коллекции Алексея Колесникова / pastvu.com

Хабаровск, 5 апреля 1920 года. Штаб 1-го Советского полка. Политический уполномоченный, командир полка Усенко, (стоит боком в фуражке) принимает требование японцев сложить оружие.

Многие десятилетия отечественные историки говорили исключительно о провокационном характере этого выступления. Однако сами японцы не скрывали, что это месть красным за " николаевские события". Те самые, которые первоначально вошли в знаменитую партизанскую песню про "штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни".

Да, сначала последней ее строчкой были именно "николаевские дни".

Что же произошло в низовьях Амура в начале 1920 года?

Красный террор Якова Тряпицына

Летом 1919 года на Амур из Южного Приморья пришел небольшой партизанский отряд под командованием 22-летнего Якова Тряпицына. В ноябре военно-революционный штаб хабаровских партизан принял решение приостановить боевые действия до прихода Красной Армии. Проигнорировав это решение, Тряпицын с отрядом всего из 19 человек двинулся вниз по Амуру устанавливать советскую власть. Когда он с боями подошел к Николаевску, под его командованием находилось уже 4 тысяч человек - крестьяне, беляки-дезертиры, китайские и корейские рыбаки и лесозаготовители.

В Николаевске их ждали - а точнее, не ждали! - около 15 тысяч мирных русских и более 400 японских жителей, примерно 300 белых солдат и офицеров и гарнизон численностью 350 человек из состава 14-й пехотной дивизии японской императорской армии под командованием майора Исикавы. Однако 24 января между противоборствующими сторонами, было заключено перемирие и партизаны вступили в город без боя.

Они шли с развернутыми красными и черными знаменами с лозунгом "Месть наш долг!". На груди самого Тряпицына красовался большой черный бант, символизирующий принадлежность к партии анархистов. Впрочем, об анархизме Тряпицына есть самые разные оценки. Сам же Яков Иванович себя считал прежде всего, революционером, борцом за новую власть.

Командующий Николаевским округом (фронтом) Красной Армии Яков Тряпицын и его жена Нина Лебедева.

Несмотря на данные партизанами обещания, в городе был немедленно развязан красный террор. Жителей выводили на лед Амура и здесь кололи штыками, рубили шашками и топорами, били по голове колотушками для рыбы, а затем сбрасывали в воду. По распоряжению жены Тряпицина, 22-летней Нины Лебедевой, ставшей вскоре начальником штаба красных, партизанам на потеху выдавали из тюрьмы женщин и девушек. Была введена всеобщая трудовая повинность: горожан принудили загружать баржи камнями, чтобы после очищения Амура ото льда затопить их в устье реки и преградить путь к Николаевску японским военным кораблям, дислоцированным на Сахалине.

Ночная провокация

Тряпицына весьма беспокоило присутствие в городе японского гарнизона, хотя и уступавшего по численности красным отрядам примерно в десять раз. Опасаясь скорого подкрепления с Сахалина, красное командование решило спровоцировать нападение японцев на партизан и 10 марта предъявило ультиматум: потребовало от японцев несколько сот винтовок и пулеметов, которые якобы нужно отправить на Хабаровский фронт.

Прекрасно понимая, что после этого фактического разоружения они станут жертвами красного террора, японцы в ночь на 13 марта напали на позиции партизан. Упорные бои шли несколько дней. Сам Тряпицин был тяжело ранен. Исход сражения в пользу красных решило подошедшее из ближайших сел подкрепление. Последним в полдень 15 марта капитулировал японский отряд из 130 человек, оборонявшийся в каменных казармах. Все они спустя несколько недель будут расстреляны. В ходе столкновений погибло и множество мирных жителей.

Расчет траншейной пушки М1916 на улице Хабаровска. Фото из каталога выставки "Хабаровск: повседневность гражданской войны и интервенции. 1918-1922". Фото: ХКМ имени Н. И. Гродекова

А сразу после завершения боев пошла новая волна красного террора. Ответом на нее и стало выступление японских войск 5 апреля 1920 года, в результате которого был установлен контроль интервентов над всеми крупными городами Дальнего Востока. В конце апреля крупный японский отряд двинулся из Хабаровска на Николаевск. Партизанское командование решило отступить в поселок золотодобытчиков Керби. На заседании штаба Тряпицын заявил: "Для иностранных государств будет очень показательно, если мы сожжем город и все население эвакуируем".

Расстрел авантюриста

1 июня все деревянные дома Николаевска были подожжены. Каменные взорваны. Трудоспособное население подлежало эвакуации. Но по прибытии в Керби бесчинства продолжились. В конце концов это вызвало неудовольствие как в высших эшелонах власти ДВР, так и среди большинства партизан тряпицынского отряда. Арест Тряпицына поручили произвести специальной группе захвата из семи человек, во главе с начальником сахалинской милиции Иваном Андреевым.

Вместе с Тряпицыным были арестованы все члены штаба и командиры полков. 7 июля состоялся суд, вошедший в историю, как "суд 103-х". За массовые расстрелы мирного населения и дискредитацию коммунистической власти все обвиняемые, в том числе и беременная Нина Лебедева были приговорены к расстрелу.

Интересно, что многие из участников гражданской войны на Дальнем Востоке, например, Василий Блюхер, считали Якова Тряпицына истинным героем и преданным борцом за дело революции. Не случайно, самая известная строфа из партизанского гимна еще долго звучала в первой редакции:

  • И останутся как в сказке,
  • Как манящие огни:
  • Штурмовые ночи Спасска,
  • Николаевские дни.