издается с 1879Купить журнал

"По-хорошему завидуешь этим людям": о стройке века рассказали в хабаровских музеях

10 апреля 2024

Хабаровск - город бамовский. Ведь именно здесь находится управление Дальневосточной железной дороги, к которой ныне относится часть магистрали. В преддверии 50-летнего юбилея БАМа мы побывали в музеях истории ДВЖД и истории Амурского моста, чтобы узнать, что их экспонаты могут поведать о стройке века.

Алексей Лисицын: С этим техническим проектом почти 90 лет назад работали строители магистрали.

Ирина Троценко/РГ

Алексей Лисицын: С этим техническим проектом почти 90 лет назад работали строители магистрали.

Лагерь как приговор

Музей истории Амурского моста посвящен не только знаменитому сооружению, соединившему берега великой реки. Есть здесь и железнодорожные артефакты, а один из самых крупных - бамовский. Это фрагмент Кузнецовского тоннеля. Точнее, его транспортно-дренажная штольня. Сверху улегся тигр, ощеривший пасть. Его добавили музейщики для красоты, а еще чтобы напоминать - железнодорожный путь строители прокладывали через тайгу.

- Нас часто спрашивают про БАМ, ведь с ним связана история Дальнего Востока, - рассказывает главный хранитель фондов музея истории Амурского моста Алексей Лисицын. - Проект магистрали появился еще до революции 1917 года. Когда проектировали Транссибирскую магистраль, встал вопрос - каким путем двигаться. Собирались уйти подальше от границы на север от Байкала, но уперлись в горы, одолеть которые было невозможно.

Два музейных экспоната оценят знающие люди. Только их может заинтересовать папка с результатами рекогносцировочных изысканий линии Усть-Ниман - Комсомольск и технический проект этого участка. С ними почти 90 лет назад работали строители магистрали.

А вот фрагмент кирпича с клеймом "Бурлага НКВД" - одного из отделений БАМлага. Часть колючей проволоки, спрятанной под музейное стекло, раньше использовалась для ограждения бараков. Один из плюсов работы журналиста - возможность потрогать руками музейные экспонаты. Впрочем, людям впечатлительным к лагерному кирпичу лучше не прикасаться. От него веет людской болью.

- Осужденные чаще всего воспринимали отправку в БАМлаг как смертный приговор. Условия, в которых они жили, можно понять по копии пояснительной записки генерального прокурора СССР наркому Ежову, - говорит Алексей Лисицын. - Генпрокурор сетует, что заключенные прибывают в лохмотьях, а в БАМлаге одежды для них нет. У большинства тела покрыты струпьями, по рубищам ползают вши. Люди отказываются ходить в баню, потому что не во что переодеться и нет мыла.

"Золотой" ключик

Второй этап строительства магистрали, когда БАМ был объявлен Всесоюзной комсомольской ударной стройкой, "подарил" музею экспонаты праздничные: лента, которую перерезали при смычке пути, ножницы и "золотой" костыль с разъезда имени Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко.

"Золотые" костыли, кстати, хранятся и в фонде музея истории ДВЖД - эти символы были изготовлены в достаточном количестве и подарены участникам смычки.

"Золотые" костыли были изготовлены в достаточном количестве и подарены участникам смычки. Фото: Ирина Троценко/РГ

- У нас есть самый оригинальный экспонат - ключ, который использовали при укладке "золотого" звена Восточного участка БАМа на разъезде Мирошниченко, - говорит главный хранитель фондов музея истории ДВЖД Валерия Буркова и достает с полки блестящий, будто только с заводского конвейера инструмент. - Им закручивали последние гайки на участке Тында - Комсомольск-на-Амуре. Таких ключей всего два - один хранится у нас.

Из уникальных вещей есть карта, с которой выезжали непосредственно на стройучастки, ее брали с собой руководители железной дороги для проведения совещаний. На ней аккуратно нанесены объекты на местности, этой карте около 50 лет.

Музейное добро ДВЖД временно убрано в фонды, пока для него подбирают постоянное помещение. К юбилейной дате планируют оформить выставку в музее Амурского моста. Для этого хотят использовать один из тамошних железнодорожных вагонов. Для него заготовлены даже аутентичные шторки с фирменной печатью "Тында - Москва". Удалось ли им в свое время поездить по этому маршруту или они отправились в коллекцию сразу со склада - история умалчивает.

Многие экспонаты передали в дар сами бамовцы. Награды, поздравительные открытки, значки, выпущенные к различным датам и памятным событиям, наборы фотографий в нарядной коробке… Над созданием советской сувенирки трудилась серьезная команда.

Среди бамовского наследия в музее много интересного, есть даже образец ванадийсодержащей титаномагнетитовой руды с Чинейского месторождения в Забайкалье, а еще сотни снимков, форма железнодорожников того времени, станционный сигнальный колокол, в который мне разрешили ударить негромко.

- А это именные пригласительные билеты на главный мост БАМа через Амур у города Юности, - показывает Валерия Буркова сложенную втрое картонку.

На обложке - орден Октябрьской революции, внутри текст: "Товарищ Ященко А.К. является пассажиром первого литерного поезда, пропущенного по вновь открытому мосту через р. Амур у г. Комсомольска-на-Амуре". Указано время отправления и место в вагоне. Дата 26 сентября 1975 года.

Один из двух ключей, которыми закручивали последние гайки на участке Тында - Комсомольск-на-Амуре, хранится в музее в Хабаровске. Фото: Ирина Троценко/РГ

- Те, кому выпала возможность проехать на первом поезде, были в восторге, ведь эта дорога строилась на их глазах, - рассказывает Валерия Буркова. - Тогда был большой эмоциональный подъем. По-хорошему завидуешь этим людям. Они действительно были счастливы. Восхищает их энтузиазм. Молодежь отдавала свои силы стройке века и вдохновлялась ею.

Конечно, потом людей ждало разочарование, но тогда бамовцы жили этим порывом, осознанием, что они причастны к великому делу. Им было сложно, но увлекала романтика трудных дорог - так я назвала одну из глав своей книги, посвященной БАМу.

Полгода у Валерии Бурковой ушло на написание истории строительства и развития станций Байкальско-Амурской магистрали. Еще больше - на сбор материалов. После выхода из печати книга займет место среди экспонатов.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться