17 апреля в Гостином дворе (Ильинка, 4) открылась крупнейшая российская ярмарка антиквариата, современного, классического и ювелирного искусства "АРТ МОСКВА". На этот раз она бьет рекорды по количеству спецпроектов и числу участников. На 21-ой "АРТ МОСКВЕ" представлено 250 галерей и институций современного искусства и дизайна, ювелирных брендов, антикварных салонов, частных собраний из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Казани, Нижнего Новгорода, Таганрога, Челябинска, Севастополя, Екатеринбурга, Якутска.
Пространство ярмарки поделено на тематические зоны: "Антиквариат. Классическое искусство", "Современное искусство", "Ювелирное искусство", "Арт&Дизайн", экспозиция "Выбор коллекционера. 1960-е". Впервые представлены издательства, мастерские, галереи и творческие объединения, работающие с самым демократичным видом искусства - тиражной графикой.
Любителям современного искусства по душе придутся результаты творческих поисков молодых отечественных художников и дизайнеров. А ценители классики и вещей с историей, конечно, отправятся в раздел антиквариата и классического искусства, где представлены все ведущие отечественные антикварные галереи. Салон "Грибоедовский" знакомит зрителей с богатой культурой и бытом Санкт-Петербурга. Галерея "Метрополитан" демонстрирует раритетные вещи европейских и американских мастеров первой половины XX века. А антикварный салон "На Кутузовском проспекте, 22" показывает коллекцию декоративно-прикладного искусства поставщиков двора Его Императорского Величества.
В этом году исполняется 20 лет Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД). В честь юбилея, в рамках специального проекта под названием "Связь времен. Золотая коллекция", "АРТ МОСКВА" показывает работы легендарных художников.
Посетители ярмарки как будто переносятся в пространство первоклассного музея и могут увидеть знаменитые полотна больших мастеров живописи: Владимира Боровиковского, Федора Рокотова, Алексея Венецианова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Виктора Васнецова, Александры Экстер, а также редкие предметы декоративно-прикладного искусства, созданные по заказу Императорского двора. Название - "Связь времен" - выбрано очень точно. Ведь мы, действительно, ощущаем эту связь, когда из XXI века всматриваемся в шедевры, например, века XIX-го.
На этот раз "АРТ МОСКВА" уделила особенно пристальное внимание именно частным собраниям антиквариата и истории бытования вещей. Все эти многочисленные сервизы, столовые приборы, ювелирные украшения, фарфоровые фигурки, ценные книги в кожаных переплетах не просто занимают стеклянные витрины. За каждым предметом скрыта история и каждый из них хранит свою маленькую тайну, свой провенанс.
Провенанс (в переводе с французского - "происхождение, источник") - это история владения художественным произведением, предметом антиквариата. Провенанс подтверждает подлинность предметов. Обычно он хранится в документации музеев и галерей, аукционных домов, частных архивах, научных публикациях и каталогах. Наличие подлинного провенанса значительно повышает цену художественного произведения или предмета. А для искусствоведов и историков это богатый материал для изучения.
В подлинности провенанса произведений, собранных легендарным московским коллекционером Валерием Александровичем Дудаковым можно не сомневаться. Ведущий собиратель произведений авангарда начала ХХ века и второй волны авангарда 1960-х годов, создатель клуба коллекционеров в Фонде культуры и консультант мировых аукционных домов имеет безупречную репутацию. В доказательство этому "АРТ МОСКВА" представила экспозицию "Выбор коллекционера. 1960-е" из собрания Валерия Александровича. Поклонники Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина, Владимира Немухина и Бориса Свешникова останутся довольны.
"АРТ МОСКВА" продлится до 21 апреля. Ее организаторы утверждают, что это идеальное место для того, чтобы начать свою коллекцию или пополнить уже существующую. Но надо добавить, что ярмарка в Гостином дворе еще и отличная возможность погрузиться в такую богатую, разнообразную и очень ценную для нас историю повседневности. Потому что историки знают, что приходно-расходная книга времен Великой французской революции, принадлежавшая обычной парижанке, в которой она день за днем фиксирует постоянно возрастающую стоимость предметов первой необходимости, гораздо ценнее, чем очередной неизвестный автограф Наполеона Бонапарта той же поры.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем