В 1930-е годы кино стало неотъемлемой частью жизни советского гражданина. Поэтому, когда 21 апреля 1939 года в Адмиралтейском районе Ленинграда на Старо-Петергофском проспекте (тогда он назывался проспектом Газа, в честь революционера Ивана Газы, который жил здесь в доме №42) в доме №6 открылся первый в СССР трехзальный кинотеатр "Москва", он сразу стал пользоваться бешеной популярностью. Только представьте, не один, не два, а целых три зала! Сеансы здесь шли намного чаще и, соответственно, было больше шансов посмотреть долгожданную премьеру.
Конкурс на проект здания кинотеатра был объявлен в 1933 году. Победил знаменитый советский архитектор-авангардист Лазарь Маркович Хидекель, по проектам которого в Ленинграде построены несколько жилых и общественных зданий - квартал №41 на Московском проспекте, Гидрометеорологический институт, главный корпус Инженерно-строительного института (ЛИСИ) и другие.
К строительству приступили в 1936-м. Место для кинотеатра было выбрано вполне в советском духе - раньше здесь находилась церковь Святой Екатерины, построенная в 1837 году архитектором Константином Тоном. Ее проект одобрил сам император Николай I. Простоять, правда, храму пришлось недолго: в 1929 году большевики его снесли. И через несколько лет на этом месте было возведено монументальное здание нового кинотеатра, аналогов которому в Советском Союзе еще не было.
Площадь этого здания в стиле сталинского неоклассицизма составила более двух тысяч квадратных метров. Фасад был облицован благородным мрамором и темно-серым гранитом.
Особым его украшением стала многофигурная горельефная композиция под названием "Советское массовое искусство". Ее автор - известный скульптор Игорь Крестовский. Историк и искусствовед Августа Сараева-Бондарь в книге "Силуэты времени" писала о том, что Крестовский в этой работе не использовал ни одной вымышленной фигуры: "так, фигура женщины-скульптора навеяна обликом Янсон-Манизер, к живописному станку подвела колоритная фигура Самохвалова, балетный сюжет продиктован тремя прелестными Аврорами из "Спящей красавицы" - Улановой, Вечесловой и Дудинской. Прекрасному голосу Преображенской посвящена композиция "У рояля". Перед зрителями как бы открывается галерея довоенных представителей ленинградского искусства...".
Роскошь внутренней архитектуры, широкие лестничные марши, просторные холлы создавали торжественное ощущение праздника. Из облицованного зеленым мрамором вестибюля зрители поднимались по парадной лестнице в фойе второго этажа, где три двери вели в три зала с удобными креслами и широкими проходами. Каждый из них был рассчитан на 400 зрителей. Путем несложных математических вычислений, можно догадаться, что одновременно кинотеатр мог принять 1200 человек. И это было ненамного меньше, чем у другого ленинградского кинотеатра "Гигант", носившего тогда звание самого большого в городе (его единственный зал был рассчитан на 1400 зрителей).
Кинотеатр "Москва" быстро стал одной из достопримечательностей Ленинграда. В 1950-е годы в его фойе, видимо, чтобы оправдать название, повесили картины с изображениями Университета на Воробьевых горах и Красной площади. А в 1967-м кинотеатр даже был взят под государственную охрану как один из лучших образцов архитектуры советского времени.
Но никакая охрана не уберегла "Москву" от "лихих 90-х". Сначала кинотеатр закрылся. Затем здание было сдано в аренду коммерческой фирме и мебельному магазину. В начале 2000-х здесь произошел пожар, после которого строение окончательно опустело и было заброшено.
Через какое-то время Фонд имущества Санкт-Петербурга на открытых торгах продал бывший кинотеатр местному бизнесмену. Здание планировалось реконструировать, чтобы разместить в нем многофункциональный комплекс с супермаркетом, рестораном и кинозалом. Но, судя по отзывам местных жителей, дело пока на лад не идет.
Если вы знаете какие-либо подробности о судьбе легендарного кинотеатра, пишите нам.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем