23 апреля 1908 года в Москве начался пик самого мощного наводнения за всю историю. 16 квадратных километров затопленных территорий еще в той, небольшой и нестоличной Москве, отключение света, грязевые потоки и нечистоты, смытые с берегов...
Передвигаться по многим частям города, в частности, Замоскворечью, можно было только на лодках. По сути, Москва-река и Водоотводный канал стали одной огромной рекой. Вода стояла в Александровском саду, плескалась у стен Кремля. Затоплены были окраины по Москве-реке - Дорогомилово, Хамовники. Не лучше дело обстояло на Яузе.
Настоящее бедствие творилось и в некоторых уездах Московской губернии. В частности, Звенигородском, Серпуховском, Коломенском.
Наводнения в Москве и окрестностях происходили каждый год. К ним привыкли и относились как к сезону дождей жители некоторых стран в юго-восточной Азии. Но в 1908 году потоп был вселенским. Почему все случилось именно тогда? Газеты писали, что зима в 1908-м затянулась, потом температура воздуха начала быстро расти и пошли дожди. Вода стала прибывать слишком быстро.
И потом в 1908-м никакой защиты от паводка, в общем, не было. Плотины, устроенные на Москве-реке, не спасали.
Затопленной Москве оказывали помощь из других городов и губерний. Москвичам присылали не только деньги, но и продукты, одежду.
Лишь после этого мощного наводнения власти всерьез задумались, как можно противостоять стихии. Темой занялся географ Дмитрий Анучин. Он написал работу, в которой говорилось о необходимости постоянных наблюдений за снеговым слоем в марте. Они должны были помочь установить мощность снегового покрова, превышение которого говорило о размерах наводнения, грозящего населению бедствием.
Также Анучин одобрительно высказался о проекте Василия Михайловского, который предлагал создать в верховьях Москвы-реки резервуары для весенних вод.
После революции Анучин, еще в 1915-м руководивший съездом преподавателей географии, по поручению Ленина занялся подготовкой первого советского учебного атласа. А идеи Анучина и Михайловского про "резервуары для весенних вод" использовали позже.
Москву затапливало и в 1926-м, и в 1931-м. Только к концу 1930-х проблема постепенно стала решаться. Было построено несколько гидроузлов с водохранилищами вместо предлагавшихся еще в начале века резервуаров. Но главное: сооружен Канал Москва - Волга имени Сталина, на строительстве которого погибло несколько тысяч узников лагерей. Потом его переименовали в Канал имени Москвы.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем