Санкт-Петербургский аукционный дом "Литфонд" выставил на торги плакат "Карта будущей Европы. (Как ее не думал видеть Вильгельм "Царь Европейский")". Здесь имеется в виду Вильгельм II Гогенцоллерн, последний кайзер Германии, вступивший на трон в 1888 году и правивший Германией во время Первой мировой войны.
Издание И.П. Алексеева датировано 1914 годом, оно сохранилось почти целиком. Редкий раритет интересен своим описанием, прилагаемым к карте. Оно отлично иллюстрирует не только события тех лет, но и ожидания различных стран. В 1914 году разразилась Первая мировая война. Это было столкновение двух крупных коалиций - Антанты и стран Центрального блока.
Сражались они, по сути, за передел мира, колоний, сфер влияния и приложения капитала. Это был первый военный конфликт мирового масштаба, в который вовлеклись 38 государств и две трети населения земного шара. Для сравнения, в то время существовало всего 59 независимых государств.
Российская империя, ослабленная русско-японской войной 1904-1905 годов и Революцией 1905-1907 годов, еще до войны заключила соглашение с Великобританией, что означало ее присоединение к Антанте. Как и в наши дни, с 1880-х годов и до 1914 года шла активная гонка вооружений, в которой особенно усердствовали Великобритания, Франция, Россия и Германия.
К началу Первой мировой войны они почти вдвое увеличили численность своих армий. Например, российская армия насчитывала свыше 1,4 миллиона человек, французская - около 900 тысяч человек, германская - свыше 800 тысяч.
Этим исторические параллели не ограничиваются. В описании на раритетной карте "будущей Европы" Россия на западе граничит с Германией, Чехией, Венгрией и Румынией. Наша страна характеризуется как великая и самодержавная, которая воюет за восстановление права, справедливости, мира и законности на Земле.
"Ей не нужно чужое добро, ей не нужны чужие земли, - следует из содержания раритетного плаката. - Она возьмет себе только то, что ей искони принадлежало - Червонную Русь с Львовом и Перемышлем и часть Буковины с Черновцами.
Восточная Пруссия с Кенигсбергом по Висле, обагренная не раз русской кровью, должна быть вновь Русской землей. Данциг и Торн должны быть сделаны русскими крепостями".
Проводя исторические параллели, можно сказать, что ожидания 1914 года актуальны и в наши дни. Правда, в состав Российской империи тогда входила и Польша, которая тоже упомянута автором. Он писал, что "в пределах России, под ее могучим скипетром, свободная в самоуправлении своем Польша воссоединит свои провинции, доселе происками Германии и Австрии расторгнутыя".
В отношении Англии предрекалось, что она получит все колонии Германии, обеспечит им законность и справедливость и вообще "сделается им родной матерью". Тон документа объясним, так как Англия была союзником России.
Франция, прогнозировалось, получит область между реками Мозелем и Рейном с крепостью Кобленц: "Спадет черное траурное покрывало со Страсбургской статуи и вновь Эльзас и Лотарингия будут свободной Францией".
Далее автор предрекает, что Чехия с Прагой и Венгрия с Будапештом станут отдельными государствами в границах их народностей, с правлением, народом избранным. В то время эти страны входили в состав Австро-Венгрии. Германия и Австрия должны были получить "все, что от прочих государств останется".
"И все народы Европы будут тогда жить в мире и благоденствии, не видя грознаго призрака Вильгельма Безумнаго и его бронированного кулака", - резюмирует автор раритетного издания.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем