8 мая 1949 года на территории Трептов-парка (нем. Treptower Park) в Берлине состоялось торжественное открытие памятника "Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом".
Этот грандиозный мемориальный комплекс - один из самых больших и известных памятников в мире, посвященных победе советских людей над фашизмом. Центральный монумент комплекса - фигура советского солдата, Воина-освободителя. В одной руке у него меч, разрубающий фашистскую свастику, в другой - спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка. В основании памятника находится мавзолей. С учетом холма и цоколя общая высота монумента - около 30 метров.
Трептов-парк - это место, где покоятся останки более 5 тысяч советских воинов. Перед скульптурой Воина-освободителя расположено мемориальное поле с братскими могилами, символическими саркофагами, чашами для вечного огня. А также двумя красными знаменами из гранита и скульптурами коленопреклоненных солдат. На саркофагах высечены цитаты Сталина на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их убрать, но Россия и Германия пришли к общему решению цитаты все же оставить как важный документ эпохи. У гранитных знамен тоже есть надписи на двух языках: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества".
Место для мемориального комплекса было выбрано советским командованием. Возводили мемориал в течение трех лет: с 1946-го по 1949-й. Главными его авторами стали архитектор Яков Белопольский и скульптор-монументалист Евгений Вучетич, который, кстати, создал и мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде. К работе привлекли также немецких скульпторов, каменотесов и рабочих. А для строительства использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера.
Считается, что ключевую идею сюжета для памятника Евгению Вучетичу подсказало событие, произошедшее во время штурма Берлина. 30 апреля 1945 года уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области Николай Масалов с риском для жизни вынес из зоны обстрела трехлетнюю немецкую девочку.
Первым о подвиге Масалова рассказал Маршал Советского Союза Василий Чуйков: "За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя полка к Ландвер-каналу … До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, - тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: "Муттер, муттер…" "Кажется, это на той стороне канала", - сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: "Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он" … Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках…Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед".
Солдат, спасая ребенка, защищает мир и жизнь - таков основной посыл созданного Вучетичем памятника.
Лепил же скульптор Воина-освободителя по образу и подобию гвардии рядового Ивана Одарченко. Он был призван на фронт в январе 1944-го. Воевал в составе гвардейской дивизии, в Военно-воздушных войсках, освобождал Будапешт, сражался на чехословацкой земле, дважды был ранен. После Победы служил в комендатуре Берлина. Там и произошла судьбоносная встреча скульптора и его будущей модели. Вучетич признавался, что до этого момента не знал, как должна выглядеть скульптура Воина-освободителя. Должен он быть пожилым солдатом или юнцом безусым? Озарение пришло, как только Вучетич увидел Одарченко - мужественное лицо, богатырский рост, истинно русский солдат.
По воспоминаниям Ивана Одарченко, сначала у него на руках действительно сидела немецкая девочка, а потом русская - трехлетняя Светлана - дочка коменданта советского сектора Берлина, генерал-майора Александра Котикова. С девочкой на руках Одарченко позировал скульптору почти полгода. У него даже сохранилась фотография Вучетича с надписью: "Дорогому другу И.С. Одарченко в память о берлинском памятнике". Кстати, любопытная ирония судьбы: Ивану Одарченко несколько раз пришлось стоять в почетном карауле у памятника, прообразом которого был он сам.
Евгений Вучетич слепил сначала гипсовую модель Воина-освободителя высотой в 2,5 метра. Уже потом с нее в Ленинграде отлили 13-метровый памятник из бронзы весом в 72 тонны. В Берлин его переправляли морским путем по частям.
На этом роль модели для Ивана Одарченко не закончилась. После Вучетича он позировал для мозаичного панно внутри постамента. Об этом Одарченко попросил художник Анатолий Горпенко, который изобразил Ивана дважды: в качестве солдата Героя Советского Союза и в виде рабочего с венком в руках.
Монумент Воину-освободителю в Трептов-парке стал заключительной частью триптиха, состоящего из монументов "Тыл - фронту" в Магнитогорске и "Родина-мать зовет!" на Мамаевом кургане. Получилось очень красиво и символично: меч, выкованный на берегу Урала, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и после Победы опущен в Берлине.
Несмотря на то, что многое, к сожалению, изменилось и в современном мире в целом, и в Германии в частности, мемориальный комплекс "Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом" остается одним из самых посещаемых памятников Берлина. Люди приходят сюда, чтобы вспомнить, подумать и возложить цветы к подножию монумента не только в День Победы. Ведь общечеловеческие ценности должны оставаться неизменными.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем