14 мая 1904 года в селе Соточино Враченского округа Болгарии в семье учителя, члена Болгарской коммунистической партии родился Коста Ангелович Стоянов. Он рано стал активистом революционного движения - в девятнадцать лет участвовал в сентябрьском вооруженном восстании. Заочно осужденный болгарским судом к тюремному заключению, бежал в Германию, затем в Югославию и Австрию. А в 1926 году приехал на жительство в СССР, где через пять лет успешно окончил 2-й московский мединститут.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов угроза военного нападения на восточных рубежах СССР со стороны Японии или Китая была настолько вероятна, что советское правительство приняло решение об укреплении дальневосточной границы. Одним из центров военного строительство было выбрано село Пермское на нижнем Амуре. 23 февраля 1932 года правительственная комиссия подписала акт о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. И уже весной-летом в Пермское стали прибывать первые партии строителей. А после объявления комсомольской мобилизации здесь уже к осени трудились почти пять с половиной тысяч членов ВЛКСМ.
К этому времени Коста Стоянов работал по распределению мединститута в Хабаровске. И хотя уже вышел из комсомольского возраста, одним из первых откликнулся на призыв построить с нуля город на Амуре. В рассчитанной на 10 коек больнице Стоянов выполнял обязанности главного врача и хирурга.
Работы было невпроворот. Бытовые условия у строителей ужасающие: в барачном городке ни освещения, ни матрацев и одеял, ни бани. Питание некачественное. А значит масса больных с воспалением легких, гриппом, фурункулезом, отеками, кишечно-желудочными заболеваниями. С наступлением зимы характер эпидемии приняла цинга. Врачи ввели практику ежедневного приема хвойного настоя, сами ежедневно заготавливали хвою.
Коста Стоянов старался сделать все возможное, чтобы сохранить здоровье строителей и уменьшить смертность. За полгода его работы главным врачом 302 комсомольца получили разрешение уехать со строительства по состоянию здоровья. Это не могло понравиться руководству: дезертирство и без того приобрело массовый характер, из 5586 комсомольцев убежали со стройки 3226. В феврале 1933 года Стоянова, без объяснения причин, снимают с должности. Готовился арест по стандартному для тех лет обвинению во "вредительстве". Однако надежные друзья предупредили Стоянова и ему удалось бежать вместе с семьей в Благовещенск.
В 1934 году он вернулся в Москву, стал работать в 1-м медицинском институте. Казалось, беды позади. Но в феврале 1938 года Коста был арестован по доносу за шпионаж и заключен в колымские лагеря сроком на восемь лет. Работал хирургом на приисках "Большевик" и имени Чкалова. В августе 1945 года, благодаря ходатайству главного болгарского коммуниста Георгия Димитрова, освобожден. Но только в декабре 1957 года дело Стоянова было прекращено за отсутствием состава преступления.
После освобождения Коста Ангелович вернулся в Болгарию. Его бесценный суровый опыт оказался востребованным на родине. На протяжении семнадцати лет Стоянов был главным хирургом Болгарской народной армии. Получил звание народного врача и генерал-майора. Стал стал первым хирургом в Болгарии, прооперировавшим врожденный порок сердца.
Умер Коста Стоянов 20 ноября 1965 года в Софии - во времена, когда слово болгарин еще было синонимом братушки…
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем