издается с 1879Купить журнал

"Красный занавес подымается над праздниками": 115 лет назад Дягилев удивил Париж

19 мая 2024

19 мая 1909 года в Париже прошло первое балетное выступление "Русских сезонов" знаменитого антрепренера Сергея Дягилева.

Афиши Русских балетных сезонов в Париже.

Афиши Русских балетных сезонов в Париже.

Гастрольные выступления артистов за границей, названные "Русские сезоны", начались в 1908 году (за два года до этого в Париже прошла выставка русских художников, а в 1907-ом - серия "Исторических русских концертов").

В 1909 году Сергей Дягилев - меценат, антрепренер, идеолог общества "Мир искусства" - впервые привез во Францию русский балет. С тех пор это словосочетание во всем мире служит "знаком качества", духовной ценностью и одним из символов России.

После успеха выставки и концертов в Гранд-Опера, где исполнили оперу "Борис Годунов" (солировал, в числе прочих, Шаляпин), Дягилев захотел представить в Париже антологию оперной классики - "Князя Игоря" Бородина, "Руслана и Людмилу" Глинки, "Псковитянку" ("Ивана Грозного") Римского-Корсакова, Юдифь "Серова" и "Бориса Годунова". Но его уговорили показать еще и русский балет.

Идею поддержала балерина Матильда Кшесинская, приближенная к императорскому двору. Антрепренеру пообещали выделить для организации гастролей 25 тысяч рублей - сумму по тем временам очень приличную. Артистам разрешили репетировать в Эрмитаже.

Дягилев задумал революционную по тем временам идею - создать и представить французам балет нового типа, созданный в "единстве художественного замысла и исполнения". На практике это означало привлечь для создания прогрессивных художников (Александра Бенуа, Леона Бакста), композиторов (Николая Черепнина, ученика Римского-Корсакова), постановщика Михаила Фокина, лучших танцовщиков балета - Анну Павлову, Веру Фокину, Тамару Карсавину, Иду Рубинштейн, Вацлава Нижинского и многих других.

Артисты готовились к выступлению в Париже, но внезапно все изменилось. Субсидию забрало правительство; репетиции в Эрмитаже остановили, в Мариинском театре запретили предоставлять декорации и костюмы.

Причины в кулуарах называли разные - в феврале 1909 года скончался великий князь Владимир Александрович (младший брат Александра III), который благоволил Дягилеву. Матильда Кшесинская, получила предложение сыграть небольшую роль в балете "Павильон Армиды", хотя она рассчитывала на большее. Плюс к этому, планам воспрепятствовал директор императорских театров Владимир Теляковский.

Но у Дягилева были хорошие друзья. Собрать часть средств ему помогли князь Аргутинский-Долгоруков, графиня Греффюль и подруга антрепренера, пианистка, Мися Серт, знакомая со многими творческими личностями в Париже. Она помогла взять в аренду и обустроить французский театр Шатле.

Из-за нехватки средств Дягилеву пришлось сокращать оперный репертуар. В итоге осталась "Псковитянка", где роль Грозного исполнял Шаляпин, и пять балетов - "Павильон Армиды", "Половецкие пляски", "Пир", "Клеопатра" и "Сильфида".

В апреле 1909 года театр Шатле начали готовить к приезду русских артистов. Вместо партера обустроили ложи, увеличили сцену. 19 мая французские зрители увидели спектакль-пантомиму "Павильон Армиды", "Половецкие пляски" и "Пир", 2 июня давали "Сильфиду" и "Клеопатру". На голубых афишах, которые развесили по Парижу, была изображена воздушная Анна Павлова - рисунок Валентина Серова. Этот образ стал символом "Русских сезонов".

На сцене блистала не только Павлова, но и другие артисты балета: Карсавина, Нижинский, Фокина, Рубинштейн. Зрителей покорили декорации Бенуа, Бакста и Николая Рериха - они дали начало моде на восточный стиль.

В России сезон изначально посчитали "сравнительно удавшейся антрепризой", но на самом деле он был триумфальным. Поэт и драматург Жан Кокто писал: "Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса".

Балеты, которые привез Дягилев, стали, как сегодня говорят, "брендом" России. "Европа как будто сошла с ума", - писали современники. Русское искусство в одночасье стало самым модным в мире.

Впоследствии каждый "Русский сезон" отправлялся за пределы Франции - это было международное турне. Балет увидели зрители 11 стран Европы, а также США. Это был "передовой отряд" русской культуры, который в 1911 году назвали "Русским балетом Дягилева".