издается с 1879Купить журнал

История "Волги": от коробки "автомат" 1956 года до китайского руля 2024 - фото

21 мая 2024

Первый автомобиль "Волга" или ГАЗ-М21 сошел с конвейера Горьковского автозавода 15 октября 1956 года.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин на придорожной автомобильной заправочной станции по дороге в родной город Гжатск. 1966 год.

Александр Моклецов/ РИА Новости

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин на придорожной автомобильной заправочной станции по дороге в родной город Гжатск. 1966 год.

Пятиместная машина, пришедшая на смену автомобилю "Победа" имела кузов седан, четырёхцилиндровый бензиновый двигатель объёмом 2,4 литра и мощностью от 75 до 80 лошадиных сил. Автомобиль оснащался механической или автоматической коробками передач и разгонялся до 130 километров в час. Правда первый эксперимент с автоматической коробкой передач оказался не очень успешным - завод получил множество рекламаций и машины с трехступенчатым "автоматом", сделанным по фордовскому образцу, сняли с производства.

Интересные факты

- Автомобили "Волга" продавались в 75 странах, в том числе и в Западной Европе.

- Для милиции и других спецслужб выпускалась модернизированная "Волга" ГАЗ 23 с мотором V8 от грузовика ГАЗ-53 . Эта машина могла разгоняться до 160 километров в час.

- Модель ГАЗ-М21 производилась 14 лет. Последний автомобиль этой модели был выпущен в 1970 году.

- Всего было выпущено 638 845 автомобилей.

- Аналог ГАЗ-21 (с незначительными изменениями в конструкции и внешнем виде кузова) выпускался в Китае и считается пионером, с которого началась история китайского автопрома.

"Волга" ГАЗ-24. Бизнес-класс по-советски

С 1968 года на Горьковском автозаводе началось серийное производство не менее легендарной машины ГАЗ-24. Эта комфортабельная и стильная машина по современным меркам может считаться бизнес-классом, но в советское время на "Волгах" ездили и творческая и техническая интеллигенция, и партийные лидеры и председатели колхозов. Машина отличалась неприхотливостью, ремонтопригодностью и хорошей проходимостью. Просторный салон нравился любителям путешествий - разложенные сидения превращали машину в удобное место для ночевки, а сотрудники спецслужб использовали свои v-образные двигатели даже для разогрева пайка в железных котелках.

Интересные факты

- Разработка модели ГАЗ-24 началась в 1961 году. Поначалу планировалось изменить лишь линии кузова 21-й Волги, но в итоге машина претерпела коренные преобразования и по дизайну и по внутренней "начинке".

Шильдик экспортной "Волги" Газ 24. Фото: Википедия

- Модель была представлена руководству СССР в 1967 году и была готова к запуску в массовое производство. Но... старту помешал арабо-израильский конфликт. Завод был переориентирован на производство грузовиков и бронетранспортеров.

- Экспортный вариант ГАЗ-24 назывался ГАЗ-24-76 "Scaldia". Эти машины, носившие названия Volga M24 Berline (седан) и Break (универсал), поставляли в Бельгию на партнерский завод... без двигателей. Там машины оснащали бензиновыми или дизельными двигателями от компании Peugeot.

- В автосалонах той поры не было больших возможностей выбора комплектации, но автовладельцы "кастомизировали" и улучшали свои машины, доставая "дефицитные" экспортные фары, колесные диски, колпаки, молдинги, чехлы на сиденья и прочие "мелочи". В советские времена существовала "автомобильная мода", которая зависела не только времени, но и места, где жил владелец.

Последняя "Волга". ГАЗ-3110

Несмотря на проникновение на рынок позднего СССР моделей западного автопрома, "Волги" все еще котировались на рынке и пользовались спросом и в столицах и в провинции. Модель ГАЗ-3110 выпускалась 1997 по 2004 годы. В дальнейшем ГАЗ выпускал различные модификации 31-й, в которой менялись то обшивка, то технология окрашивания кузова. Завод и автопром модернизировался в соответствии с новыми требованиями рынка, но машина постепенно теряла популярность, уступая новым моделям ВАЗа и зарубежному автопрому.

С конвейера продолжали сходить машины, но чаще они были предназначены не для частников, а для автопарков предприятий, таксопарков и других организаций. Последней моделью конвейерной сборки в семействе "Волги" стал медицинский универсал ГАЗ-310223, заключительная партия которых была произведена в декабре 2008 года. К этой и последующим моделям слово "легендарная" уже на применялось, хотя немало машин поздних модификаций еще служат своим хозяевам.

В современной России было предпринято несколько попыток "пересадить" чиновников на "Волги" и другие автомобили отечественного автопрома, но пока они реализованы не в полной мере. Чиновников "спасли" иномарки, которые собирались в РФ. Сейчас отечественный автопром переживает очередную волну возрождения.

***

21 мая 2024 года в Нижнем Новгороде была показана новейшая "Волга". Глава правительства оценил автомобиль, отметив недостатки импортозамещения - руль у новой российской машины произведен в Китае.