издается с 1879Купить журнал

Пять лучших фильмов Одесской киностудии

23 мая 2024

Одесской киностудии исполнилось 105 лет. 23 мая 1919 года губисполком выпустил постановление о национализации трех частных кинофабрик города и объединении их в одно государственное предприятие. Это дата и считается днем рождения киностудии с парусником и звуком рынды на заставке.

Двойной звон рынды и профиль парусника - код, заложенный в нас с детства.

Двойной звон рынды и профиль парусника - код, заложенный в нас с детства.

За вековую историю Одесская киностудия сняла множество замечательных фильмов - особенно детских. Все помнят "Приключения Петрова и Васечкина", экранизации Жюля Верна, Даниеля Дефо и Марка Твена.

Мини-сериал о Томе Сойере и Гекльберри Финне снимал, между прочим, Станислав Говорухин, в нем дебютировал Владислав Галкин и сыграл первую заметную роль Федор Стуков. Так что двойной звон рынды (склянки по-морскому) и профиль парусника - код, заложенный в нас с детства.

В 2018 году Одесская киностудия обновила заставку: там появился еще маяк, музыка, компьютерная графика. Правда, фильмы от этого лучше не стали.

Судьба студии - наглядный пример того, что может случиться с национальным кино после встречи с Голливудом и попустительства властей. Последний большой фильм на Французском бульваре сняли в 1993-м, это была "Тайна королевы Анны или Мушкетеры 30 лет спустя". В последнее время в киностудии работает лишь музей, а павильоны ее розданы в аренду продюсерским центрам и телеканалам.

Но было время, когда Одесса считалась центром советского киноавангарда. В хрущевской Москве само слово "авангард" старались лишний раз не произносить, а Одесса охотно принимала режиссеров, чьи проекты отвергли в столицах. Первым фильмом, снятым здесь после войны, стала

"Весна на заречной улице"

Картина про любовь сталевара к учительнице вечерней школы оказалась балом дебютантов: от режиссера Марлена Хуциева до исполнителей главных ролей - Нины Ивановой и Николая Рыбникова. Иванова на съемках влюбилась по-настоящему - в оператора Радомира Василевского, отбила его у жены и осталась жить с ним в Одессе.

Осваивать профессию сталевара Рыбникова отправили в Запорожье, где он полноценно отработал полторы недели у мартена. Обучал его настоящий ударник-металлург Григорий Пометун - они подружились и после съемок общались много лет.

Музыку для знаменитой песни "Когда весна придет, не знаю" написал Борис Мокроусов еще в 1948 году - для спектакля театра Вахтангова. Слова попросили сочинить Алексея Фатьянова. Тот быстро написал и про любовь, и про романтику, но долго не знал, куда пристроить производственную тему. После долгих раздумий появилась "заводская проходная".

Но когда Фатьянов захотел напечатать стихотворение в сборнике "День поэзии", ему отказали с мотивировкой, что завод и мартеновские печи в лирическом произведении неуместны. Поэт расстроился до слез. В фильме песню исполнил Николай Рыбников, на гитаре ему аккомпанировал начинающий на тот момент оператор Петр Тодоровский.

Название улицы придумал автор сценария Феликс Миронер. После выхода фильма Заречные улицы появились сначала в Запорожье и Одессе, затем в Москве и еще трех десятках городов Советского Союза. В Запорожье установлены два памятника сталевару Саше Савченко и один - учительнице Татьяне Сергеевне.

"Вертикаль"

В 60-е Одесса стала меккой непризнанных талантов. Здесь работали Василий Шукшин, Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, исполнили первые большие роли Олег Даль, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Лариса Удовиченко.

На фильме "Вертикаль" встретились Станислав Говорухин и опальный Владимир Высоцкий - позже из этого тандема получится "Место встречи изменить нельзя". Пока же студентам ВГИКа Станиславу Говорухину и Борису Дурову поручили снять фильм об альпинистах по очень слабому сценарию. Киностудия не выполняла план, а студентам надо было сделать дипломные работы.

Скучную историю Говорухин и Дуров решили раскрасить ярким поющим героем. Предложили главную роль Юрию Визбору, который сам ходил в горы - тот подумал и отказался. Тогда пригласили Высоцкого.

Для Владимира Семеновича это был шанс заявить о себе на всю страну - о таком мечтает любой артист. Вдобавок на съемки в качестве консультантов пригласили опытных скалолазов - по их рассказам Высоцкий написал альпинистский цикл своих песен и многие из них действительно прозвучали с экрана (что стоило Говорухину немалых усилий).

Правда, знаменитая "Скалолазка" в фильм не вошла - сцену, для которой она была написана, снимать не стали. Зато за звание героини песни потом сражалось сразу несколько женщин.

"Криминальный талант"

Режиссер фильма Сергей Ашкенази видел в главной роли только Александру Захарову. Она же сниматься особо не рвалась: мешали сильная занятость в театре и страх перед партнером Алексеем Жарковым - он в ту пору был на пике популярности.

Да и в успех фильма Александра не сильно верила: считала, что зритель не оценит психологический поединок двух харизматичных персонажей. Коллеги по студии тем временем предупреждали Ашкенази о сложном характере выбранной им актрисы.

Ошиблись все: зрители приняли фильм "на ура", а Захарова отработала, как надо. Правда, характер Александра Марковна на съемках все же проявила - но исключительно по делу. Она настаивала на своем видении героини, просила изменить грим и костюмы, чтобы образ соответствовал характеру.

Когда же часть материала оказалась бракованной, и ряд сцен пришлось переснимать, Захарова и не заикнулась о дополнительной оплате. Полное взаимопонимание у актрисы сложилось не только с режиссером (позже он снял Александру в "Заложнице"), но и с партнером - интерес к обаятельному Жаркову пересилил боязнь оплошать перед сильным артистом.

На эпизодические роли в картину пригласили КВНщиков из знаменитой команды "Одесские джентльмены". Светлана Фабрикант играла девушку легкого поведения: по роли она стояла у ресторана и завлекала клиентов. Внезапно к ней подошли не предусмотренные сценарием мужчины и попытались увести. Отбивали девушку всей съемочной группой: долго доказывали, что она актриса, а не то, что они подумали.

"Д'Артаньян и три мушкетера"

Съемки трехсерийного мюзикла о подвесках королевы сами по себе стали захватывающей историей с подменой персонажей, кровопролитием и даже призраком. Начнем с того, что исполнять главные роли должны были совсем другие люди.

Нет, Михаил Боярский планировался с самого начала - но в качестве Рошфора, а Д'Артаньяном хотели сделать Александра Абдулова. Лишь автор музыки к фильму Максим Дунаевский убедил режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, что хорошо поющий актер в музыкальном фильме должен быть на основной позиции. Абдулов, впрочем, тоже остался - мелькнул в роли гвардейца кардинала.

Атоса должен был играть Василий Ливанов, Констанцию - Евгения Симонова, а Бэкингема - Игорь Костолевский. Но Ливанова параллельно утвердили на роль Шерлока Холмса и он решил остаться в памяти народной сыщиком. В качестве Констанции режиссеру навязали Ирину Алферову, а вслед за Симоновой ушел и Костолевский.

Атосом стал Вениамин Смехов - он был сильно занят в театре, мог сниматься только по выходным и потому во многих сценах Атос стоит спиной к зрителям. Актера в эти моменты подменял дублер.

В фильме 24 песни, но лишь Боярский исполнил свои партии самостоятельно. За остальных, за редким исключением, пели профессионалы. Песню "Черный пруд" очень хотел исполнить Смехов, но ее отдали вокалисту классом выше, тромбонисту с мировым именем Вячеславу Назарову.

Атос страшно обиделся на режиссера и композитора, взяв за правило несколько раз в год звонить Дунаевскому и, страшно фальшивя, гнусавить в трубку: "Есть в графском парке черный пруд". Тот сначала смеялся, потом стал хвалить актера за идеальное исполнение, а под конец испугался: он менял города и квартиры, а Смехов все звонил…

В Одессе за съемочной группой ездил автобус с поклонницами "мушкетеров". Артисты купались в славе, кутили напропалую, а заселившись в обкомовскую гостиницу, по вечерам рассказывали политические анекдоты и хохотали на весь этаж. Все это, естественно, слушал КГБ, и вскоре Юнгвальд-Хилькевича пригласили в отдел и дали послушать запись. Пришлось режиссеру поклясться, что такого больше не повторится.

Да и Боярскому стало не до шуток. Во время съемок Мерлезонского балета в Одесском оперном театре игравший Рошфора Борис Клюев зачем-то достал шпагу и сделал выпад. Когда понадобилось снять дубль, Боярского на площадке не оказалось. Режиссер нашел его в туалете - окровавленным. Оказалось, шпага неумелого фехтовальщика проткнула ему небо и чуть-чуть не достала до мозга.

На съемках драки с гвардейцами в таверне Вениамин Смехов едва не лишился глаза - каскадер промахнулся. Работа продолжилась, как только глаз стал открываться, поэтому в "Мушкетерах" есть сцена, где у Атоса под правым глазом, несмотря на все усилия осветителя и гримера, заметен отек.

Бюджет у фильма был очень скромный, и алмазные подвески, вокруг которых крутится вся история, сделал сам режиссер из купленной на Привозе бижутерии. Опирался он на текст Александра Дюма, где сказано, что подвески - "большой голубой бант, усыпанный алмазами" в тон платью и перьям.

"Место встречи изменить нельзя"

Первым о желании снять фильм по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия" - а заодно и сняться в главной роли, - заявил Алексей Баталов. Заявив так, на студии он больше не появился, проект поручили Говорухину. Тот дал книгу Высоцкому: "Почитай, прекрасная роль на тебя". Не дочитав даже, Владимир Семенович поехал к Вайнерам и с порога сообщил: "Я пришел застолбить Жеглова. Никто не сыграет его так, как я!".

Пробы были формальностью, Говорухин сознательно подобрал Высоцкому проигрышных конкурентов. И сценарий писали под него: в романе Жеглов - смуглый широкоплечий парень, для кино образ изменили.

Роман Вайнеров основан на нескольких реальных сюжетах из милицейской практики. Банда "Черная кошка" в 40-е годы имелась, но безобидная и недолговечная: подростковый коллектив засыпался после нескольких квартирных краж. Однако миф о неуловимых грабителях, рисующих котов на месте преступления, долго ходил по послевоенной Москве.

Злодейства авторы романа позаимствовали у красногорской банды Ивана Митина. В ее захвате участвовал оперативник Володя Арапов - впоследствии начальник отдела МУРа, - давший много книжному Шарапову. На реальных событиях основана и сюжетная линия Ивана Груздева, которого гениально сыграл Сергей Юрский. В 1944 году по обвинению в убийстве собственной жены был арестован кандидат медицинских наук Евгений Миркин. Оперативники МУРа доказали его невиновность уже после вынесения смертного приговора.

Роль Шарапова примеряли на себя многие - и большинство осталось в картине на других ролях: Станислав Садальский сыграл карманника Кирпича, Евгений Леонов-Гладышев - убитого бандитами оперативника Васю Векшина, Александр Абдулов снялся в крошечной роли водителя бандитского фургона.

А Шарапова сыграл Владимир Конкин, который не нравился никому: от сценаристов до партнеров по площадке. "Трения возникали буквально на ровном месте, он (Высоцкий - ред.) был постоянно не согласен с моей игрой. Зато сцену ссоры из-за подкинутого Кирпичу кошелька нам играть было легче легкого. Тут уж мы дали волю эмоциям", - признавался Конкин.

Высоцкий также активно участвовал в кастинге. Это он предложил Александра Белявского на роль Фокса, сделал Виктора Павлова бандитом Левченко, а Всеволода Абдулова - муровцем Соловьевым. Но устроить свой жене Марине Влади роль Вари Синичкиной не получилось даже у него - худсовет киностудии в один голос заявил, что француженка на советскую гражданку не похожа.

Тогда роль Синичкиной предложили Ларисе Удовиченко, но та настояла на образе Маньки Облигации - и сыграла ее так органично, что потом долгие годы получала пачки писем из колоний с предложением выйти замуж.

Эффектную сцену бильярдного поединка между Жегловым и Копченым снимали так. Играть ни Высоцкий, ни Куравлев не умели. Они принимали картинные позы с киями в руках, а шары в лузу за них загонял один из лучших бильярдистов Одессы, мастер спорта СССР Владимир Иванов. "Мурку" и Шопена на фортепиано бандитам вместо Шарапова играла музыкальный редактор картины. Ее нарядили в пальто Шарапова, чтобы широкие рукава скрыли тонкие женские руки.

Иван Бортник, как мог, украшал своего персонажа Промокашку. В финальной сцене, когда бандиты выходят из подвала и молча бросают оружие на снег, Бортник неожиданно для всех завопил блатную песню, плюнул в лицо Жеглову и с руганью бросился на охрану. Та состояла из настоящих милиционеров, актеру так выкрутили руки, что он завопил от боли. В фильм сцена не попала: "Эдак завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке", - сказал консультировавший группу замминистра МВД.

Пятисерийный телефильм вышел на экраны в День милиции, 11 ноября 1979 года. Во время показа пустели улицы, снижалась преступность и расход воды - страна сидела у телевизоров. Несмотря на феноменальную популярность, создатели картины не получили никаких кинонаград - лишь почетные грамоты от МВД.

После успеха "Места встречи" Владимир Высоцкий задумался о продолжении фильма и подобрал в милицейском архиве историю, которая объяснила бы орден Красной Звезды, что носит Жеглов в фильме.

Зимой 1942 года в Москву с Урала пришел эшелон с продуктами. Бандиты планировали вооруженное нападение, а МУР решил устроить засаду: отогнать состав с продуктами в другое место, вместо него поставить вагоны с хорошо вооруженной охраной. Но из-за накладки бой с бандой пришлось принять небольшой группе милиционеров. Раненого в перестрелке капитана наградили тем же орденом, что у Жеглова.

Как появилась заставка с парусником

Знаменитая заставка с парусником появилась благодаря Геннадию Збандуту, занимавшему в 60-е годы пост директора студии. По его заказу художники придумали узнаваемый символ Одессы. Бригантину отчеканили в металле и сняли на голубом фоне. Впервые заставка появилась перед фильмом "Опасные гастроли" в год 50-летия студии.