26 мая 1854 года начался первый пароходный сплав по Амуру. Он был организован по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева, получившего спустя четыре года титул графа Амурского. Муравьев был сторонником укрепления влияния России на Дальнем Востоке, подчеркивая в одном из своих писем: "Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура".
МИД - против, царь - за
Для этого, по мнению генерал-губернатора, необходимо было резко усилить российскую военную мощь в регионе и проводить активную переселенческую политику. Тем более, что к середине XIX века сложились необходимые условия для мирного урегулирования спорных территориальных вопросов между Россией и Китаем.
Предварительную подготовку к сплаву провела созданная в 1851 году Амурская экспедиция, обстоятельно изучившая и описавшая низовья Амура и побережье Охотского моря. Ее руководитель, капитан второго ранга, будущий адмирал Геннадий Иванович Невельской, доказавший проходимость устья Амура для морских судов и установивший островное положение Сахалина, заложил невдалеке от устья на берегу Амура пост, назвав его Николаевским.
Тем не менее, идея Муравьева встретила сильное сопротивление в верхних эшелонах власти. Среди противников генерал-губернатора были такие могущественные, как министр путей сообщения Петр Андреевич Клейнмихель и министр иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде, предлагавший признать бассейн Амура китайским и отказаться от него навсегда. Но были и активные сторонники. Наследник престола Александр Николаевич поддержал Николая Николаевича и 22 апреля 1853 года лично доложил царю замысел губернатора Восточной Сибири о заселении реки Амур.
Тот "завизировал" эту идею при условии, чтобы "…при этом не пахло пороховым дымом".
6 мая 1853 года было принято решение направить в устье Амура военный контингент из речной флотилии, солдат и казаков, а 11 января 1854 года император Николай I предоставил Муравьеву право вести все сношения с китайским правительством по разграничению восточной окраины и разрешил произвести по Амуру сплав войск.
Непосредственную подготовку и руководство речной флотилией осуществлял офицер для особых поручений при губернаторе Петр Васильевич Казакевич, будущий военный губернатор Приморской области. Войсками командовал подполковник Михаил Семенович Корсаков, будущий генерал-губернатор Восточной Сибири.
Семь футов под килем!
Организация сплавов потребовала огромных усилий. Как это часто бывает, не хватило денег на финансирование экспедиции. Помогли сибирские купцы и золотопромышленники, выделившие 110 тысяч рублей. Еще одной серьезной проблемой стало отсутствие точных карт бассейна Амура. Идти предстояло практически наугад по неточной генеральной карте Азии.
Сплав возглавил лично генерал-губернатор. Поставив в известность китайские власти - "Палату по делам зависимых территорий", 26 мая 1854 года в солнечный день, после молебна перед иконой Албазинской Божьей матери, под выстрелы пушек флотилия двинулась вниз по реке Шилке.
Впереди сплавных судов следовал собранный на Шилкинском заводе пароход "Аргунь" под командованием морского офицера лейтенанта Александра Степановича Сгибнева. Деньги на строительство выделил иркутский золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов.
Параметры парохода сохранились для истории: длина - 87 футов, ширина - 22 фута - 26,5 фута, осадка в грузу - 5 футов, осадка порожним - 1,5 фута. Корпус металлический с незначительным килевым образованием, с двумя мачтами для парусного снаряжения. Котел был изготовлен в Екатеринбурге, а паровая машина и судовые механизмы отлиты на Петровском заводе в Забайкалье. Сборкой руководил инженер Оскар Александрович Дейхман, по корпусной части - корабельный инженер Михаил Гаврилович Шарубин.
Вспыхнувшая в марте 1853 года Крымская война определила исключительно военный характер экспедиции. Сплавной караван, состоявший из парохода "Аргунь", шести лодок, четырех вельботов, 18 баркасов, 13 барж, шести плашкоутов и 29 плотов принял на борт двухмесячный запас продовольствия для экспедиционного отряда и груз для Камчатки: артиллерию из двух десятифунтовых мортир, двух десятифунтовых горных единорогов.
Экспедиционный состав состоял из 754-х пеших солдат при шести офицерах и 120 кавалеристов с лошадьми при двух офицерах, 16 музыкантов и 16 мастеровых. На судах размещены 25 000 пудов груза. На самостоятельно построенной лодке со своим экипажем плыл с войсками и купец Кузнецов, пожертвовавший для солдат чай, сахар и сапоги.
Стакан амурской воды
31 мая 1854 года экспедиция, пройдя несколько сотен верст по течению Шилки, вступила в воды Амура. Первой в него вошла лодка самого Николая Николаевича Муравьева с поднятым флагом. На "Аргуни" затрубил военный оркестр. Генерал-губернатор стаканом зачерпнул амурскую воду, выпил и под крики "Ура!" поздравил всех с началом плавания по Амуру. До устья великой реки предстояло пройти без малого 3000 верст.
Плавание происходило только в дневное время. На ночь "Аргунь" и все суда флотилии приставали к берегу. Во время ночных стоянок команда парохода исправляла повреждения, а солдаты и казаки готовили дрова для топок паровых котлов. С рассветом флотилия приходила в движение, а вслед за нею снимался с якоря и пароход "Аргунь", который затем обгонял флотилию и первым приходил к месту ночной стоянки.
По мере приближения экспедиции к низовью Амура плоты освобождались из-под продовольствия и, после разборки и распиловки, служили пароходу в качестве топлива. Ниже устья Уссури караван попал в сильный шторм. Большинство лодок было залито и едва не потонуло. Многие припасы подмокли и были испорчены.
Через 30 дней после начала плавания экспедиция прибыла в Мариинский пост, где состоялась встреча Муравьева с Невельским. Генерал-губернатор выразил Геннадию Ивановичу особую признательность за способствование "Амурскому делу". Прибывшие войска через озеро Кизи и восьмикилометровую полоску суши благополучно добрались до порта Де-Кастри на берегу Татарского пролива, а затем морем на транспортах "Иртыш" и "Двина" до Петропавловска-Камчатского, что помогло его небольшому гарнизону с успехом отразить нападение англо-французской эскадры.
Первый амурский сплав положил начало интенсивному освоению богатейшего региона. Уже вскоре на берегах Амура были заложены селение Хабаровка и станица Усть-Зейская, ставшие вскоре городами Хабаровск и Благовещенск.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем