издается с 1879Купить журнал

На Ямале показали картины, нарисованные нефтью

26 мая 2024

Музейно-выставочный комплекс имени Шемановского в Салехарде продолжает удивлять своих друзей, неравнодушных к искусству. В социальных сетях звездой учреждения стала некогда мегионская, а теперь уже тюменская художница Альфея Мухаметова, которая одной из первых в мире подружила нефть с холстом.

Основной сюжет Альфея Мухаметова создает пальцами.

Ирина Комарова

Основной сюжет Альфея Мухаметова создает пальцами.

Два года назад Альфея представила ямальцам большую персональную выставку "Генетическая память Севера", а после ее закрытия подарила площадке несколько портретов и зарисовок. Они хранятся в фондах Шемановского и при случае вновь презентуются жителям и гостям окружной столицы.

"Салехард давно в моем сердце! В 1979 году я собирала там информацию для диплома. Посчастливилось повстречаться с писателем, редактором ненецкой газеты "Няръяна Нгэрм" Леонидом Лапцуем. Писала его фактически из угла, куда он меня определил, пока работал.

Север стал отправной точкой в творчестве - все, что бы ни делала потом, всегда опиралось на его дух и душу, людей. Кстати, оказалось, что мои портреты Леонида Васильевича - единственные. Их копии, а также несколько зарисовок подарила музейному комплексу имени Шемановского в 2022 году после большой выставки", - рассказала Альфея Мухаметова.

Имя Альфеи, скромной и деятельной художницы, отдавшей много лет Мегиону в Югре, знают во многих городах России и в других странах благодаря проектам, конкурсам, фестивалям и даже поэтическим сборникам. Последние десятилетия мастер живет и творит в Тюмени.

Альфея - большая трудяга, которую очень печалит, что в сутках всего 24, а не 48 часов, как ей хотелось бы. А все потому, что на воплощение миллиона идей нужно много времени… Как бы успеть сделать батик, авторскую бумагу, керамику, глазурь и, конечно, поупражняться в портретах нефтью?!

Мухаметова - уже не единственный, но точно первый в мире художник, который с помощью пары капель черного золота придумал воссоздавать человеческие лица.

Испытывать нефть в рисовании она начала в 2014 году. Видимо, навеяло думами об отце Фахриттине Курмашеве, первооткрывателе самотлорской, шаимской и мегионской нефти. Для пробы получила "горючую" бутыль из дорогого сердцу Мегиона. Уже через полгода в Ханты-Мансийске, в тамошнем музее нефти и газа, вместе с фондом имени Муравленко открыла специальную выставку.

Сколько с тех пор написала нефтяных полотен, не помнит - потому что не считает. Очевидно, немало, ведь почти каждый год Альфея делает до 10 персональных проектов, половину работ для которых создает с нуля. За все это время потратила лишь две полуторалитровые бутылки - к счастью, расходуется материал экономично. Поставляют его друзья-нефтяники.

Говорит, что нефтью рисовали и до нее, а вот ее заслуга - это портреты и эксперименты - нефть с акварелью, акрилом, маслом, графикой, нефть и песок, коллажи с использованием нефтяных рисунков с оборванными краями, монотипия.

Приоткроем же дверь в мастерскую… Нефтью Альфея рисует без наброска на листе простым карандашом - его линии трудно убрать, более того, основной сюжет создает пальцами, а запасные инструменты - разные резиновые скребки - берет лишь для растушевки. Набирает в пипетку пару капель из бутылки, капает на тарелочку, макает палец, ставит на бумаге небольшой пятнышко и размазывает, следуя замыслу.

Если хочется достичь светлого тона, капельку надо растащить в стороны. Для насыщенного цвета потребуется несколько слоев жидкого золота: каждый новый наносится тогда, когда подсохнет предыдущий. Сушится такая работа три дня, а живет вечно. Цвет, который получается после "прожарки" на солнце, не повторить ни одной краской!

Во всех подобных картинах мастер признается в любви к Северу, который вовсе не холодный и жестокий, а очень радушный. Как раз тепло Югры и Ямала на бумаге самым наилучшим образом передает нефть, все ее оттенки - от молочного до горького шоколада.