Роскошное придворное платье Александры Федоровны представили сотрудники Государственного Эрмитажа. Исследователи отметили, что парадные наряды конца XIX-начала XX в. отличались особым фасоном - они были более открытыми, чем повседневная одежда.
В коллекции музея находится огромное количество предметов одежды и аксессуаров, которые из-за своей хрупкости не экспонируются постоянно и крайне редко участвуют в выставках. Одна из таких вещей - сшитый из бархата и атласа наряд, принадлежащий последней императрице Александре Федоровне.
Как отметили специалисты, платье украшено цветочными гирляндами, которые выполнены искусным золотым шитьем. Это особая техника ручной вышивки металлическими позолоченными или серебряными нитями.
"Это главное достоинство платья и прекрасный образец русского золотошвейного искусства, продолжающего традиции Древней Руси", - уточнили исследователи.
Богатство фактуры вышитых поверхностей достигалось мастерами введением в узоры золотых и серебряных блесток. Также использовались матовые и блестящие пластинки разной формы.
Кстати, работы русских золотошвей пользовались большой популярностью. Неслучайно они с успехом экспонировались как на российских, так и на международных выставках. Например, два парадных придворных платья, расшитых монастырскими мастерицами, произвели фурор на Всемирной выставке в 1893 году в Чикаго.
Представленный наряд Александры Федоровны был изготовлен таким образом, чтобы подчеркнуть "красивую линию плеч, которые демонстрировала императрица". Такая открытость допускалась, когда речь шла о парадном платье. Повседневная одежда была более скромной.
Как отметили исследователи, Александра Федоровна не любила крайности в моде, одевалась хорошо, но не экстравагантно. Голубой, лиловый, сиреневый, а также белый, серый и светло-розовый были любимыми цветами императрицы.
По данным историков, у Александры Федоровны было пять портных.
Всем придворным дамам было хорошо известно имя модельера Ольги Николаевны Бульбенковой. Как раз в мастерской последней было создано открытое парадное платье, которое показали в Эрмитаже.
Также известно, что императрица практически не использовала косметику, не завивала волосы. Такое допускалось опять же только по случаю больших дворцовых выходов - с позволения Александры Федоровны парикмахер использовал завивочные щипцы. Делать маникюр императрица не любила, предпочитая "естественный образ".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем