издается с 1879Купить журнал

Кто и как управлял Севастополем во время штурмов и осады, объяснил историк

30 мая 2024

Значительный объем работ по созданию тыла Севастопольского оборонительного района в годы Великой Отечественной войны взял на себя городской комитет ВКП(б) во главе с Борисом Борисовым. Об этом говорилось на заседании научного семинара "История советской эпохи".

Бойцы 4-го Украинского фронта Красной Армии во время уличных боев с немецко-фашистскими захватчиками в Севастополе.

Александр Бродский/ТАСС

Бойцы 4-го Украинского фронта Красной Армии во время уличных боев с немецко-фашистскими захватчиками в Севастополе.

Семинар был организован Санкт-Петербургским Институтом истории Российской академии наук и прошел в режиме видеоконференции. Основным был доклад кандидата исторических наук, главного научного сотрудника Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя Станислава Рузаева.

Ученый исследовал систему гражданских органов управления Севастополя в 1941-1942 годах. Он отметил, что накануне Великой Отечественной войны Севастополь обладал особым статусом главной базы Черноморского флота. И это сказывалось на уровне самостоятельности местных партийных и советских властей.

Докладчик выделил три основных этапа деятельности городских властей. Первый из них охватил месяцы, предшествующие началу осады города, а героическая оборона Севастополя длилась 250 дней, с 30 октября 1941 года по 2 июля 1942-го.

"Городской комитет ВКП(б) и персонально первый секретарь Борис Борисов возглавили работу всех организаций и учреждений города, - сообщает Станислав Рузаев. - Автономия от властей республики еще более возросла, что было вызвано необходимостью оперативно разрешать возникающие вопросы в чрезвычайных условиях войны".

В этом отношении Севастополь не был уникальным для Советского Союза городом. Везде именно горком партии занимался "реализацией широкого спектра оборонных мероприятий в области военного обучения, формирования подразделений народного ополчения и развития местной противовоздушной обороны".

Однако значительные изменения, по словам докладчика, произошли на втором этапе. Он охватил короткий период осады Севастополя, когда с конца октября по 4 ноября 1941 года в городе была "реализована сложная управленческая модель, основанная на взаимодействии чрезвычайных структур".

Такими структурами стали, с одной стороны, городской комитет обороны, который также возглавил Борис Борисов, и ведомство заместителя командующего флота по обороне Главной базы адмирала Гавриила Жукова.

Однако вскоре заседания комитета обороны были приостановлены, а деятельность чрезвычайных структур - свернута. Произошло это в связи с созданием Севастопольского оборонительного района, когда должность командующего занял адмирал Филипп Октябрьский.

Управленческий функционал был перераспределен между горкомом партии и исполкомом горсовета и крымскими республиканскими властями. Последние внесли значительный вклад в создание местной военной промышленности, а горком сконцентрировал свои усилия на снабжении населения продуктами питания и ликвидации последствий массированных бомбардировок.

Третий этап, выделенный докладчиком, охватывает период с января 1942 года и до окончания обороны города. В этот период времени вновь возросла роль городских властей. К тому же был возрожден городской комитет обороны. По словам Станислава Рузаева, он функционировал параллельно с горкомом партии, причем их функции так и не были до конца разграничены.

"Зима и весна 1942 года отмечены активной работой городских властей в различных сферах, в том числе было возобновлено массовое военное обучение граждан, укреплялась противовоздушная оборона, значительное влияние уделялось организации работы оборонной промышленности", - сообщает докладчик.

В мае 1942 года в Севастополе началась подготовка к отражению третьего штурма, ради чего гражданское управление было максимально централизовано: единственным властным центром стал городской комитет обороны, который возглавил Борисов.