издается с 1879Купить журнал

Паоло Трубецкой: "Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь"

05 июня 2024

115 лет назад в Санкт-Петербурге был открыт знаменитый памятник Александру III. Идея создания памятника императору возникла еще осенью 1894 года. С таким предложением выступила Петербургская городская дума и Сергей Витте, занимавший в то время пост министра путей сообщения. Инициативу поддержал и император Николай II. Так что Дума открыла всероссийскую подписку на создание памятника. Такая практика, распространенная в России в XIX - начале XX века, укрепляла патриотический дух и дарила каждому жертвователю ощущение сопричастности к общему важному делу.

Памятник Александру III у Мраморного дворца.

wikipedia.org

Памятник Александру III у Мраморного дворца.

Довольно быстро было выбрано и место для памятника - Знаменская площадь в Санкт-Петербурге у Николаевского (Московского) вокзала. Ведь Александр III считался "державным основателем Великого Сибирского пути", который брал свое начало как раз от Николаевского вокзала.

Конкурс на проект будущего монумента был объявлен 25 ноября 1899 года. В нем участвовали ведущие скульпторы-монументалисты, такие как Александр Опекушин, Матвей Чижов, Владимир Беклемишев. Еще одним участником стал скульптор Павел (Паоло) Трубецкой. Именно его скульптура императора, восседающего на троне, привлекла особое внимание комиссии.

Скульптор Паоло (Павел Петрович) Трубецкой. 1898 г. Фото: wikipedia.org

Тем не менее, в первом этапе конкурса победитель определен не был. Для второго тура Трубецкой представил совершенно другую работу. На этот раз статуя была конная с двумя вариантами пьедестала, с которыми Трубецкому помогал архитектор Федор Шехтель. Первый пьедестал был в виде дикой скалы. Другой был четырехугольным с барельефами, на которых должно было быть изображено покорение Ермаком Сибири и встреча сибиряками первого железнодорожного поезда. В итоге, высочайшее одобрение получил проект Трубецкого со вторым вариантом пьедестала.

Памятник в Санкт-Петербурге планировалось открыть к окончанию строительства железной дороги - в конце 1902 года. Но работа над монументом растянулась на несколько лет. Только в 1906 году модель памятника была одобрена.

Общая высота монумента вместе с основанием составила 8,5 метров. Бронзовый Александр III был облачен в парадную генеральскую форму: сапоги, шаровары и папаху. Фигура лошади получилась довольно крупной, ее грива и хвост коротко пострижены. Постамент, выполненный из валаамского красного гранита, был упрощен, по сравнению с первоначальным замыслом. На лицевой его стороне помещены следующие слова: "Императору Александру III, Державному Основателю великаго Сибирскаго пути". На создание монумента было потрачено более полутора миллионов рублей.

Торжественное открытие и освящение памятника на Знаменской площади состоялось 5 июня (23 мая по старому стилю) в 1909 году. На церемонии присутствовал император Николай II, богослужение возглавил митрополит Антоний (Вадковский). На площади собрался весь Двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. Трубецкой же на открытии монумента не присутствовал. И, наверно, это было к лучшему, поскольку его работа вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию публики.

Художник Борис Кустодиев поделился своими впечатлениями о памятнике с женой Юлией: "Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади!.. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…" Вторил ему искусствовед барон Николай Врангель (младший брат Петра Врангеля). Он назвал монумент самой неудачной работой Трубецкого.

Памятник императору Александру III на Знаменской площади. 1909 г. Фото: Музей истории Санкт-Петербурга

Николаю II с первого взгляда памятник тоже не понравился. Тем не менее, он приказал написать на пьедестале: "Любящий сын - возлюбленному отцу". Сергей Витте в своих воспоминаниях отмечал, что образ отца не приглянулся Николаю II настолько, что он думал "сослать" памятник в Иркутск.

Литография "Александр III". 1870-е. Фото: Аукционный дом "Литфонд"

Но были и другие мнения, особенно среди тех, кто лично знал Александра III. Вдовствующая императрица Мария Федоровна поддерживала Трубецкого в период работы над монументом и считала, что скульптору удалось добиться достоверности и выразительности внешнего облика императора. Художник Александр Бенуа назвал памятник безусловной удачей мастера, смелой и глубокой его работой.

Трубецкому удалось создать ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало памятник Александру III не только олицетворением конкретной личности, но и символом эпохи, символом огромной и суровой страны. Трубецкой, в беседе с писателем Василием Розановым, говорил так: "Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль".

После Февральской революции 1917 года, по решению комиссии Временного правительства, памятник стали периодически закрывать композициями на революционную тему. А через два года на постаменте было выбито кощунственное стихотворение Демьяна Бедного "Пугало":

  • Мой сын и мой отец при жизни казнены,
  • А я пожал удел посмертного бесславья:
  • Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
  • Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

И все же судьба работу Трубецкого хранила. Памятник Александру III чудом избежал переплавки. Он был демонтирован в 1937 году и отправлен на хранение в запасники Русского музея, а постамент разобран. А через два года памятник разместили в Михайловском саду.

Во время Великой Отечественной войны лежащий на боку монумент был укрыт мешками с песком и настилом из бревен и засыпан землей. Так ему удалось пережить прямое попадание артиллерийского снаряда. В 1953 году статую переместили во внутренний двор Русского музея, где она и простояла много десятилетий подряд.

Только в 1994 году конная статуя Александра III была установлена на пьедестал у Мраморного дворца, филиала Государственного Русского музея. Монумент находится здесь до сих пор.

Установка памятника Александру III около Мраморного дворца. 1994 г. Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

Кстати, какое-то время в Мраморном дворце размещался Ленинградский филиал Центрального музея В.И. Ленина, перед входом в который стоял броневик "Враг капитала". Вот такая ирония истории…

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться