издается с 1879Купить журнал

С чем столкнулись британские журналисты в Москве в 1959 году

08 июня 2024

На днях американский актер Джордж Клуни заявил, что "его организация никогда бы не стала преследовать журналистов". Таким способом он был вынужден оправдываться за слова сотрудника своего фонда, директора по юридическим вопросам проекта Docket Анны Нейстат.

Иностранным журналистам разрешалось передавать информацию в Лондон из Москвы без предварительной цензуры.

Dean Conger/Corbis/Getty Images

Иностранным журналистам разрешалось передавать информацию в Лондон из Москвы без предварительной цензуры.

Напомним, она заявила, что фонд Клуни будет добиваться ареста российских журналистов в странах Европы. Сооснователями фонда выступают сам Джордж Клуни и его жена Амаль. "На самом деле, у нас есть давний опыт защиты журналистов", - приводит фонд фрагмент заявления актера в соцсети.

Пожалуй, Клуни стоило бы поучиться у советского руководства, которое "правила игры", в отличие от западных стран, четко прописывало на бумаге. В качестве примера можно привести постановление Президиума ЦК КПСС от 11 февраля 1959 года "О приеме премьер-министра Англии Макмиллана в связи с его приездом в СССР".

Этот документ с грифом "совершенно секретно" пополнил коллекцию Электронной библиотеки исторических документов РИО. Значительная его часть была посвящена приему не самого премьер-министра, а журналистов, которые планировали освещать этот визит.

В Советском Союзе, конечно, понимали, что западная пресса может подать события через искаженную призму своего понимания, что, в принципе, и произошло. Публикации британских журналистов по итогам визита были высокомерны и нередко сквозили презрением по отношению к Москве.

"В неряшливых "Диетических столовых" здесь вы можете купить у кассира талоны на питание стоимостью около пяти рублей, обменять их на прилавке самообслуживания на вкусную еду и поесть вместе с мужчинами в костюмах и галстуках", - так в статье от 25 февраля 1959 года описывал Москву Майкл Фрейн, обозреватель газеты The Guardian.

Несмотря на это, никто в Советском Союзе не стал чинить препятствий. Наоборот, иностранной прессе создали комфортные условия для работы. Так, Президиум ЦК КПСС разрешил въезд в страну не только британским, но и другим западным журналистам, находившимся в тот момент в Лондоне. Было поручено выделить для них необходимое количество самолетов для поездок по нашей стране.

Министерство путей сообщения обязали выделить необходимое количество спальных вагонов для поездки журналистов, сопровождающих английскую делегацию, из Ленинграда в Москву и другие города.

"Интуристу" было предписано разместить журналистов с удобствами, обеспечив им необходимое обслуживание, включая снабжение транспортом, причем места для них выделялись в гостиницах Москвы, Ленинграда и Киева.

МИД и КГБ обязали организовать допуск иностранных корреспондентов на объекты, намеченные для посещения английской правительственной делегацей. Отдельным пунктом разрешалось журналистам, сопровождавшим Гарольда Макмиллана, передавать информацию в Лондон из Москвы, Ленинграда и Киева без предварительной цензуры.

Министерство связи СССР обязали "предоставлять английским корреспондентам печати и радио каналы связи для передачи информации в Лондон". А от имени отдела печати МИД СССР было поручено организовать прием в честь английских журналистов за счет резервного фонда Совета министров СССР.

"В любом случае, что бы это ни было, у Москвы много поклонников. На Свердловской площади перед Большим театром есть фонтан, в который люди бросают монеты и желают вернуться в Москву. Сейчас фонтан молчит и забит снегом, но летом в воде полно монет по 10 копеек. Любой, кто готов заплатить 10 копеек за привилегию вернуться в Москву, должен что-то подумать об этом месте", - такой вывод для своих читателей сделал Фрейн, освещая 10-дневный визит Макмиллана в СССР.