издается с 1879Купить журнал

"Люди и фонды": необычная выставка открылась к 40-летию музея в Царицыне

11 июня 2024

В Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" с 11 июня 2024 года и до 12 января 2025-го работает выставка "Люди и фонды". Этот коллективный проект сотрудников Царицына посвящен 40-летию музея-заповедника. Речь идет, конечно, не об архитектурном ансамбле, история которого несравнимо длиннее, а именно о музее.

Музей декоративно-прикладного искусства в Царицыне был учрежден в 1984 году по распоряжению Совета Министров СССР. Нуждающийся в реставрации дворцовый ансамбль стал тогда домом для тысяч произведений авторского декоративного и наивного искусства второй половины XX века.

Первые сотрудники работали в Третьем Кавалерском корпусе - одном из трех, которые на тот момент отапливались. Быстро развивающейся столице очень не хватало музея, способного в реальном времени собирать произведения искусства, которые создавались тысячами художников по всей стране. И вот, сорок лет назад, благодаря смелости, таланту и упорству первых царицынских сотрудников, такой музей появился. В ноябре 1993 года он получил современное название: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно".

Коллекция музея пополнялась мемориальными предметами XVII-XVIII столетий, живописью, графикой, скульптурой, гобеленами, мебелью, драгоценностями, произведениями керамики, фарфора, стекла, текстиля. И на сегодняшний день, благодаря труду не одного поколения сотрудников, в экспозициях и хранилище музея находится более шестидесяти тысяч предметов.

Когда зашла речь о создании юбилейной выставки, появилась идея сделать ее не стандартной экспозицией, а своеобразной выставкой-путешествием, пространство которой не ограничено одним залом. Для того, чтобы понять весь ее масштаб и почувствовать себя на месте родоначальников царицынского музея, собиравших со всех уголков Советского Союза первые поступления для его фондов, посетителям действительно надо будет совершить путешествие по разным выставочным залам музея и даже по разным корпусам.

"Люди и фонды" необычна еще и тем, что у нее не один, не два, а целых сорок три куратора. Над ее идеей, концепцией, композицией трудились сорок три бывших и нынешних сотрудника музея - от смотрителей до директоров. Они отобрали лучшие, по их мнению, предметы из коллекции музея и, тем самым, рассказали свою историю царицынских фондов.

Выставку делали долго - два года. Центром ее внимания стали люди, внесшие свой вклад в жизнь Царицына. Каждый куратор написал о событиях, вдохновивших его прийти работать в музей, и объяснил, чем ценен выбранный для экспонирования предмет лично для него. Получившиеся эссе размещены на выставке на специальных стойках рядом с экспонатами, которым они посвящены.

Алексей Пичугин. Картина по дереву "Троица". Фото: Екатерина Зайцева

Среди выбранных кураторами предметов: шестой том "Модных садов" авторства Жоржа Луи Леружа; гобелен "Слава Баженову" художницы декоративного искусства Аллы Шмаковой; комплект украшений "Годовщина" одного из самых известных эстонских ювелиров Яана Пярна; картина по дереву "Троица" художника Алексея Пичугина; макеты-фантазия "Оперный дом и Фигурные (Виноградные) ворота" и "Большой мост через овраг. Фигурный мост, Камер-Юнфарский и Крестообразный павильоны" Николая Гундорова - и многие другие.

В выставке приняли участие три бывших директора музея-заповедника: Виктор Егорычев, Александр Безруков и Наталья Самойленко. Все трое представили даже не предметы, а целые архитектурно-музейные ансамбли. Виктор Егорычев рассказал, как устанавливали в Екатерининском зале скульптуру Екатерины II. Александр Безруков - как в музее появился Атриум Хлебного дома и орган. А Наталья Самойленко поведала об Оперном доме (Среднем дворце), как самом изящном и изобретательном строении Василия Баженова в Царицыне. Пожалуй, именно таким масштабным и должен быть выбор человека, стоящего во главе всего музея.

Специально для проекта "Люди и Фонды" была разработана специальная программа арт-медиации - "Маршрут перестроен". Арт-медиация - новый формат в музейном деле. В отличие от традиционных экскурсий, она связана с обоюдным общением между работниками музея и посетителями. Это встречи, на которых можно оценить не только произведение искусства, но и восприятие произведения зрителем. Каждая арт-медиация индивидуальна, поскольку каждый сотрудник музея - медиатор - рассказывает свою собственную историю и прокладывает по выставочному пространству свой маршрут.

Медиаторами "Людей и фондов", на время работы выставки, станут сотрудники, в чьи обязанности общение с посетителями раньше не входило. Например, руководитель юридического отдела, специалист экспозиционно-выставочного отдела, куратор параллельных программ и другие. Для этого они специально прошли обучения основам арт-медиации. Эти программы бесплатные, надо только успеть на них зарегистрироваться и купить билет в музей.

Новый проект в Царицыне поражает своим великолепием и масштабом. Не менее роскошным был и праздничный вечер, устроенный для всех причастных к проекту людей и просто дорогих гостей музея. Состоялся он 10 июня, накануне открытия выставки для широкой публики, в Екатерининском зале Большого дворца.

Открытие выставки "Люди и фонды". Фото: Екатерина Зайцева

Ведущим торжественной части стал знаменитый артист балета, бывший солист Большого театра Гедиминас Таранда. Открывала вечер генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. Она подчеркнула, насколько уникален проект "Люди и фонды", объединивший в едином творческом порыве бывших и нынешних сотрудников музея. Ведь, на самом деле, 43 - это беспрецедентное количество кураторов для одной выставки. Но помехой успеху проекта это не стало, даже наоборот ему поспособствовало. "Потому что мы точно знаем, что Царицыно - это люди. Люди, которые посвятили ему свое время", - резюмировала Елизавета Фокина.

Также состоялась церемония награждения почетными знаками и грамотами за вклад в развитие музея-заповедника "Царицыно".