Сразу оговорим, что родился князь Андрей Боголюбский - сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха - не в 1111 году (как долго считали, принимая на веру неизвестно откуда взятую информацию В.Н. Татищева), а примерно в середине 1120-х1. Почти все антропологи и судмедэксперты, изучавшие скелет убитого Андрея, сочли, что он принадлежит человеку в возрасте 45-55 лет (а отнюдь не за 60)2.
И еще одно предварительное замечание: широко известный скульптурный портрет князя, выполненный в 1941 году антропологом М.М. Герасимовым, недостоверен. Современные специалисты отмечают несовершенство герасимовской методики восстановления портрета по черепу. И единодушны в том, что князь Андрей - хоть матерью его и была дочь половецкого хана Аепы - отнюдь не был тем откровенным монголоидом, каким изваял его Герасимов3.
Его невоздержание
Как политика, княжившего в 1157-1174 годах в Суздальской земле (историки именуют ее Ростово-Суздальской и Владимиро-Суздальской), Андрея Боголюбского вполне охарактеризовал еще В.О. Ключевский. "Такой умник во всех делах, такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием". То есть недостатком самообладания.
Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал из своего темного угла на Клязьме паутину властолюбивых козней по всей Русской земле. 400 новгородцев на Белоозере обратили в бегство его семитысячную суздальскую рать, а после унизительного похода Андрея на Новгород победители продавали пленных суздальцев втрое дешевле овец. Сам же он, прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, окружил себя такой дворней, которая в благодарность за барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец4...
То есть что же - "расписался в полном неумении" как политик? Да, в значительной степени именно так.
25-летний, он постоянно советует отцу не продолжать усобицу, мириться с противниками. 30-40-летний - мудро не вмешивается в дела Южной Руси, обустраивает свою Суздальскую землю. А где-то в 45 словно с цепи срывается. Мало того, что пытается распоряжаться в Южной Руси, так еще и не проявляет при этом никакой "политической рассудительности".
Обращается с князьями иных земель - такими же главами независимых государств - как с "подручниками", обязанными беспрекословно "ходить в его воле". Любое несогласие с ней - смертельная для Андрея обида. Отсюда - дикое разграбление Киева в марте 1169 года, когда княживший там Мстислав Изяславич не пожелал "ходить в воле" Андрея. Отсюда - поход на непокорный Новгород, завершившийся в феврале 1170 года полным поражением суздальского войска. И поход в 1173 году на не подчинившихся Андрею князей Киевской земли - Романа, Давыда и Мстислава Ростиславичей, приведший к сокрушительному разгрому Андреевых и союзных ему ратей под Вышгородом...
Его запросы
Но разве не Андрей Боголюбский перенес столицу (или, лучше сказать, политический центр) Руси из Киева во Владимир, в Суздальскую землю? Многие публицисты и сейчас так считают. Традиция эта пошла от "Степенной книги", автор которой утверждал в 1560-х годах: со времен Андрея "киевьстии велиции князи" стали "подручни" "Владимирьскимъ самодръжцемъ (самодержцам. - Авт.)"5. Но "Степенная книга" - сочинение не научное, а публицистическое и откровенно конъюнктурное.
Факты же свидетельствуют, что хоть Андрей и стремился, оставаясь в своем любимом Владимире, распоряжаться киевскими князьями, получалось это у него разве что в 1169-1171 годах, когда в Киеве княжил его младший брат Глеб Юрьевич. Преемники Глеба "ходить" в Андреевой "воле" отказались, и ничего Андрей с ними сделать не сумел.
А вот новую для Руси политическую традицию таки заложил. Фактически именно он начал внедрять в жизнь понятие "подданные" - распространявшееся на всех в государстве, кроме его главы. Ранее господствующий слой общества - дружинники - трактовался как вассалы князя, связанные с ним неписаными взаимными обязательствами. Дружинники должны служить князю, но и князь должен учитывать их мнение.
Андрей же ни с кем советоваться не желал. Бояр (т.е. старших дружинников) своего отца вообще выслал из Суздальской земли и стал опираться на тех, кто приобщился к власти только благодаря его милости. На дворян, как начали называть при нем младших дружинников. Уже само название "дворяне" указывало на то, что это те же подданные, первоначально жившие на дворе князя и, значит, зависевшие от него. В конце XV-XVI веков в выросшем из Суздальской земли государстве Россия эта тенденция станет нормой. Уже и бояре станут считаться простыми подданными монарха7...
Но Андрею этого было мало: он попытался сделать своими слугами и других русских князей - на том основании, что в 1167 году оказался старшим из потомков Владимира Мономаха. И по существу предвосхитил Ивана IV, пытавшегося установить в стране (тогда уже России) абсолютную монархию, самодержавие (утвердившееся уже при Петре I, в 1710-х годах).
Не будем строго судить Андрея Боголюбского. Модели государственного устройства - вещь преходящая. А вот этнос, страна, культура - суть ценности вечные. И запомниться Андрей Боголюбский должен тем, что внес вклад в формирование именно этих ценностей. Ценностей нынешней России.
Его Родина
Он рано ощутил себя патриотом доставшейся ему от отца, Юрия Долгорукого, Суздальской земли. Той "Залесской" земли, что была отделена от Киева непроходимыми лесами вятичей, этого самого непокорного из племенных союзов восточных славян.
За этими чащами (остатком которых являются Брянские леса) открывалась громадная поляна среди лесов - Ополье. Плодородная безлесная равнина в западной части нынешней Владимирской области. Ограниченная с юга рекой Клязьмой, а с запада и востока бассейнами ее притоков Пекши и Нерли. Там, в этой сердцевине Суздальской земли, стояли города Суздаль, Владимир и Юрьев-Польский (то есть расположенный в "полях", в Ополье).
А на юго-западной окраине земли, на северной оконечности вятичских лесов, уже к апрелю 1147 года стояло княжеское село Москов. Обнесенное в 1156-м стенами, оно превратилось в город Москва, ставший в 1270-х центром Московского княжества. Княжества, которое в 1478-1485 годах превратилось в государство Россия.
Суздальская земля - это колыбель России. И Российского государства, и сформировавшегося в XIV-XV веках на основе населения прежде всего Суздальской земли русского этноса. И именно от Суздальской земли русский этнос и государство Россия унаследовали свои важнейшие святыни - те, что объединяют, сплачивают людей в единое целое, задают ему культурные ориентиры. Суздальской же земле эти святыни дал именно Андрей Боголюбский.
Его белые храмы
С 1155 года Андрей, которому откровенно не нравилось княжить на юге Руси (читай: вечно воевать за Киев), осел в Суздальской земле, столицу которой перенес из Суздаля во Владимир. И принялся ее деятельно и любовно обустраивать.
Возвел, в частности, в 1158-1160 годах во Владимире собор Успения Пресвятой Богородицы - Успенский. Он, правда, вскоре обвалился и был перестроен в 1184-1188-х, при младшем брате Андрея, Всеволоде, Большое Гнездо. И уже по образцу этого перестроенного был возведен в 1475-1479 годах Успенский собор Московского Кремля - главный храм России, символ российской государственности.
Но этот символ (как и собор Всеволода) сохранил не только посвящение (имя) Андреева собора, но и важнейшую особенность его внешнего облика. Он - белокаменный. Древнерусские храмы строили обычно из плинфы - плоского кирпича. А вот в Суздальской земле, со времен Юрия Долгорукого, - из более дорогого, но зато белого камня-известняка.
И из этого же белого камня, около 1165 года, возвели по заказу Андрея и один из культурных символов России - храм Покрова на Нерли (восточнее Владимира). В благородной простоте его форм, вписанных в неброский среднерусский пейзаж, в гармоничности пропорций, в белизне стен - и чистота веры, и воинская доблесть, и просто светлая красота. Та, о которой писал между 1238 и 1246 годами древнерусский автор: "О, светло светлая и украсно украшена, земля Русская! И многыми красотами удивлена еси"8...
Не зря именно о храме Покрова на Нерли напоминает возведенный в 1993-1995 годах в Москве храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Небольшая, похожая на затепленную свечу, белая церковь - память о победе в Великой Отечественной войне.
Его святыни
Андрей Боголюбский дал России и одну из главных ее святынь - Владимирскую икону Божией Матери (написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой). Это князь в 1155 году привез ее из Вышгорода (что севернее Киева), поместил во Владимире, в Успенском соборе. Организовал пропаганду ее, иконы, значения - инициировав создание "Сказания" о чудесах Владимирской иконы Божией Матери.
И заронил в результате в сознании жителей Суздальской земли ощущение своей особости, того, что выделяет их из всех жителей Руси, дал им свою легенду. Их земля - это удел Пресвятой Богородицы!
Он заронил в сознании людей - сначала, понятно, очень немногих - то чувство, которое выразил И.С. Шмелев, описывая крестный ход в Москве в начале 1880-х: "Слезы жгут мне глаза: радостно мне, что это наши, с нашего двора, служат святому делу, могут и жизнь свою положить [...] Что-то я постигаю в этот чудесный миг... - есть у людей такое... выше всего на свете... - С в я т о е - Бог!"9
Чувство, о котором писал в 1942 году и другой русский прозаик, С.Н. Сергеев-Ценский: есть ведь "самое дорогое в жизни" - "то, что ее освещает", "то, что ее подымает", "то, чем она широка..."10
А князь Андрей целенаправленно укреплял это чувство. "Домом Пресвятой Богородицы" считалась еще с конца XI века вся Русь. Однако в Суздальской земле благодаря Андрею Боголюбскому Богородичный культ принял совершенно особый характер11. И это особое почитание Божией Матери переняла и выросшая из Суздальской земли Россия (в столице которой с августа 1395 года хранится Владимирская икона Божией Матери).
"Умирай за дом Богородицы, за матушку (Екатерину II. - Авт.), за пресветлейший (царский. - Авт.) дом"12. Именно так - "домом Богородицы" - обозначал Россию еще А.В. Суворов в своей "Науке побеждать" в 1796 году...
Его праздники
А еще Андрей установил в Суздальской земле празднование 1 августа Всемилостивейшему Спасу и Пречистой Его Матери. В память о победе 1 августа 1164 года над волжскими булгарами, в поход на которых взяли и образ Спаса, и Владимирскую икону Божией Матери.
От Суздальской земли этот праздник унаследовала и Россия. В народе его называют "Медовым Спасом", потому что в этот день традиционно начинали сбор меда, или "Спасом на воде", "мокрым Спасом", потому что в этот день освящали колодцы и совершали крестные ходы на водоемы и родники для освящения воды. С праздником 1 августа связывают множество народных обычаев и примет. А потому и сегодня, отмечая "Медовый Спас" (по новому стилю 14 августа), мы должны добрым словом помянуть русского князя, подарившего нам эту красивую и значимую дату не только в церковном, но и в народном календаре13.
Андрей укрепил и бытовавшее уже на Руси празднование Покрова Пресвятой Богородицы - 1(14) октября. Именно благодаря ему этот праздник окончательно стал общерусским и связал с собою немало обычаев и традиций. К Покрову завершали сельские работы, на Покров играли в деревнях свадьбы... Иными словами, Андрей Боголюбский создал важнейшие скрепы русского этноса.
А погубило Андрея то, что он стремился быть "самовластцем" во всем. Как Иван IV! Он и со своими "милостниками" стал обходиться, как Иван: "Жаловать своих холопов мы вольны, а казнить - вольны же".
Раздражать "милостников" он должен был и раньше - тем, что вечно ходил с надменно вздернутой головой (правда, виной тому были сросшиеся шейные позвонки, не дававшие наклонить голову). Но вот самодурством довел до действительно "отвратительного" своего убийства в ночь на 29 июня 1174 года, когда несколько человек долго и исступленно рубили его мечами, отсекли левую руку, прорубили затылок и, наконец, сподобились умертвить, пронзив копьем лоб...
- 1. Карпов А.Ю. Андрей Боголюбский. М., 2020. С. 3.
- 2. Рохлин Д.Г., Майкова-Строганова В.С. Рентгено-антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского // Проблемы истории докапиталистических обществ. №9-10. М.; Л., 1935. С. 158; Гинзбург В.В., Герасимов М.М. Андрей Боголюбский // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Т. 11. М.; Л., 1945. С. 88; Фурман М. Андрей Боголюбский. Прикосновение к тайне. (Из записок судебно-медицинского эксперта) // Российская юстиция. 1996. №3. С. 61; Васильев С.В., Герасимова М.М, Боруцкая С.Б., Халдеева Н.И. Антропологическое исследование костных останков великого князя Андрея Боголюбского спустя 70 лет // Вестник Московского университета. Сер. XXIII. Антропология. 2012. №4. С. 57-58, 66.
- 3. См.: Васильев С.В., Герасимова М.М, Боруцкая С.Б., Халдеева Н.И. Указ. соч. С. 54-69.
- 4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1. // Ключевский В.О. Соч. в 9 ][тт][. Т 1. М., 1987. С. 324.
- 5ю Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1. М., 2007. С. 450.
- 6. Горский А.А. Средневековая Русь. О чем говорят источники. М., 2018. С. 81-82.
- 7. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.). Курс лекций. М., 2001. С. 91-94.
- 8. Бегунов Ю.К. "Сказание о погибели Русской земли". М.; Л., 1965. С. 154.
- 9. Шмелев И.С. Лето Господне // Шмелев И.С. Лето Господне.][ Богомолье. Статьи о Москве. М., 1990. С. 185.
- 10. Сергеев-Ценский С.Н. Бурная весна // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России. Эпопея. Бурная весна. Горячее лето. М., 1989. С. 164.
- 11. Карпов А.Ю. Указ. соч. С. 238.
- 12. А.В. Суворов. Документы. Т. 3. 1791-1798. М., 1952. С. 505.
- 13. Карпов А.Ю. Указ. соч. С. 227.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем