издается с 1879Купить журнал

Историк объяснил тайный смысл "божественного" штампа из Фанагории

14 июня 2024

Ритуальные действия, для которых использовались хлебцы, маркированные штампом из Фанагории, могли быть связаны с культом божества, покровительствующего виноградарству и виноделию. Об этом говорится в статье д.и.н. Алексея Завойкина, опубликованной в новом выпуске "Кратких сообщений Института археологии".

Керамический штамп из Фанагории был изготовлен довольно небрежно из местной глины, при обжиге обретшей на поверхности темно-красный цвет.

"Краткие сообщения Института археологии"

Керамический штамп из Фанагории был изготовлен довольно небрежно из местной глины, при обжиге обретшей на поверхности темно-красный цвет.

"Штамп был найден в Фанагории поблизости от винодельни второй половины III-IV в. н.э., - уточнили в Институте археологии РАН. - На нем схематично изображена мужская фигура с виноградной гроздью и виноградной лозой в руках".

Руки мужчины расставлены в стороны, с двух сторон от его головы начертаны буквы Х и Ʌ. Штампы подобного рода ранее находили в Пантикапее, Киммерике, Илурате и Фанагории. Они датируются II-IV вв. н.э., а изображения на них разнообразны.

"Это животные, птицы, фантастические существа, дерево, виноградная лоза или ее грозди, листья плюща, канфар, - пишет Алексей Завойкин. - А на одном, из Илурата, - женская фигура с расставленными в сторону руками, которые оканчиваются ветвящимися побегами, под ними - изображения крылатых зверей (грифоны?), над правой - буква Х".

Предыдущие исследования рассматривали подобные артефакты как свидетельство распространения на позднем Боспоре "синкретического культа", соединявшего в себе почитание целого ряда традиционных и новых божеств.

Однако, по мнению автора новой публикации, не стоит сводить все многообразие символов, представленных на штампах, к единому культу. В частности, он предполагает, что описанный штамп мог быть связан с культом божества, покровительствующего виноградарству и виноделию, которые в Фанагории интенсивно развивались уже в первые века нашей эры.

"Кто же изображен на фанагорийском штампе? - задается вопросом ученый. - Если в фигуре на штампе из Илурата справедливо видят богиню в длинном, доходящем до лодыжек, хитоне, то у персонажа на фанагорийском - хитон не ниже колен.

Очевидно, даже с учетом схематизма изображения, что здесь представлен персонаж мужского рода, а принимая в расчет дионисийскую символику, можно предполагать, что на штампе изображен бог-покровитель виноделия Дионис или его "дублер" - верховный бог фракийцев и фригийцев Сабазий".

Впрочем, никаких формальных оснований для атрибуции Сабазия на штампе нет, вернее - их недостаточно, отмечает тут же исследователь. Но указывает на то, что как раз на период бытования таких штампов приходится расцвет виноделия на Боспоре и в Фанагории, в частности.

Это означает, что местное население могло благодарить какого-либо бога или божеств за покровительство, проводить ритуальные церемонии в его честь. Для таких праздников выпекались специальные лепешки, которые маркировались штампами.

Вопрос в том, какое имя носил этот почитаемый в Фанагории бог? Пока он остается открытым. Возможно, завесу тайны приоткроет расшифровка букв Х и Ʌ, начертанных на штампе.

Не исключено, что артефакт может иметь не языческие, а христианские корни, о чем тоже упоминает автор. Он обращает внимание на то, что виноградная лоза - это один из символов Христа, сказавшего: "Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой - виноградарь" или "Аз есмь лоза, вы же гроздие".

"Не будучи специалистом в области христианской археологии, я, конечно, не возьмусь оценивать вероятность соответствующей интерпретации фанагорийской находки, - пишет Алексей Завойкин. - Ограничусь лишь констатацией того, что памятники Боспора III-IV вв. н.э. свидетельствуют о проникновении и распространении в этом регионе христианства. К 325 году здесь уже образовалась христианская община, епископ которой Кадм принял участие в Никейском соборе".