издается с 1879Купить журнал

В Эрмитаже показали символ побед России, который скрывали 200 лет

26 июня 2024

Триумфальный столп, который сегодня представлен в Ротонде музея, создавался еще по приказу Петра I после Северной войны, однако увидеть его смогли лишь в 1938 году. Исследователи объяснили, почему так произошло.

Изначально монумент предполагал наверху аллегорическую скульптурную группу, где император "высекает статую России".

Государственный Эрмитаж

Изначально монумент предполагал наверху аллегорическую скульптурную группу, где император "высекает статую России".

О появлении монумента в Эрмитаже решили рассказать в рамках обзора материалов, из которых создавались здания и экспонаты музея. Бронза тут занимает особое место. Сплав на основе меди и олова позволял скульпторам добиться уникальной окраски и возможности проработать самые мелкие детали.

Уменьшенная реконструкция Триумфального столпа стала одним из наиболее знаковых примеров светской бронзовой монументальной скульптуры XVIII века. Она была задумана в честь побед России в Северной войне, где велась борьба за владение прибалтийскими территориями и господство на Балтийском море. После того, как Швеция утратила статус великой державы, а Российское царство стало империей, Петр I решил установить на одной из площадей Санкт-Петербурга бронзовый столп.

Медальоны по сторонам основания: "Взятие Нарвы", "Взятие Шлиссельбурга", "Основание Петербурга", "Битва при Калише". Фото: Государственный Эрмитаж

За дело взялся скульптор Карло Бартоломео Растрелли. Так осенью 1723 года появились восковые модели барельефов, где были запечатлены сражение при Лесной, Полтавский бой. Отражены там взятие Риги, Ревеля, Прутский поход. На предназначенных для украшения постамента круглых медальонах были представлены взятие Нотебурга, основание Петербурга, взятие Нарвы и битва при Калише. Личный токарь Петра Великого - скульптор Андрей Константинович Нартов - возглавил работу по изготовлению столпа непосредственно из бронзы.

Любопытно, что по задумке монумент предполагал наверху аллегорическую скульптурную группу, где император как будто "высекает статую России". Но скульптурное решение было изменено. В результате изготовили бронзовую модель статуи Петра в образе римского триумфатора.

Однако при жизни императора столп так и не был завершен, а после символ побед и вовсе был скрыт в Академии наук, где и пролежал более 200 лет. Историки отмечают, что с приходом к власти Анны Иоанновны двор потерял интерес к петровскому монументу. В итоге барельефы-модели смонтировали и перевезли в Государственный Эрмитаж только в 1938 году.

В музее также рассказали, что бронза играла важную роль и в древнерусской истории и культуре. Сплав появился на Руси впервые в III-II тысячелетии до н.э. и применялся для создания оружия из бронзы, инструментов, украшений и посуды. В более поздний период бронзовые иконы и скульптуры мастера активно использовали для украшения церквей и монастырей.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться