Российский ученый объяснил происхождение человека

29 июня 2024

Историк, археолог и специалист по палеолиту Сибири и Дальнего Востока, научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН Анатолий Деревянко рассказал о третьей гипотезе происхождения человека. Согласно ей, человек современный мог сформироваться в результате ассимиляции четырех подтипов.

Своим появлением человек современный Homo sapiens может быть обязан ассимиляции четырех подтипов древних людей.

РИА Новости

"Благодаря открытию на Алтае предложена новая гипотеза происхождения человека, - рассказал Анатолий Деревянко в интервью изданию "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области". - Раньше существовало две основные точки зрения происхождения человека современного типа".

По его словам, первая гипотеза предполагает, что в Африке появился не только человек рода Homo, но и сформировался человек современного анатомического и генетического типа. Произошло это около 200-150 тысяч лет назад, а около 80-60 тысяч лет назад человек вышел за пределы Африки и стал распространяться в Евразии, а затем и на других континентах.

Согласно второй гипотезе, человек современного типа сформировался на основе Homo erectus (человек прямоходящий), а там, где расселялись представители этого типа, возможно, формировались и представители нашего типа Homo sapiens.

"Моя точка зрения несколько иная, я считаю, что человек современного типа сформировался из четырех подтипов: это ранний человек современного типа в Африке; неандертальцы, которые сформировались в Европе 200-150 тысяч лет тому назад; денисовцы, которые сформировались в Центральной и Северной Азии примерно в это же время; и Юго-Восточная и Восточная Азия, где сформировались Homo sapiens orientalensis, - считает Анатолий Деревянко.

И вот, в результате ассимиляции этих четырех подтипов и произошло формирование нас с вами - Homo sapiens, человека современного типа".

Ранее в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии" вышла научная статья Анатолия Деревянко, в которой он предложил свой сценарий филогенетической истории рода Homo, несколько отличающийся от обсуждаемых в настоящее время гипотез.

"Анализ генетического наследия анатомически современных людей, H. sapiens neanderthalensis и H. sapiens denisovan показал, что эти гоминины были способны к гибридизации, и что гибриды были плодовиты, - пишет ученый.

Это означает, что гибридизация и ассимиляция происходили не между отдельными видами, а внутри одного вида, популяции которого представляли собой открытые генетические системы.

Следовательно, если на заключительном этапе филогенетической истории Homo, 200-100 тысяч лет назад, на разных континентах в процессе длительной эволюции возникло три таксона, способных к гибридизации, то все предыдущие ранне- и среднеплейстоценовые таксоны в Африке, Европе и Азии, установленные путем анализа ископаемых остатков, также имели открытые генетические системы".

Это означает, что на протяжении почти 3 миллионов лет эволюции рода Homo как морфологию, так и генетику этого рода сформировали три ключевых фактора - естественный отбор, гибридизация и адаптация к изменяющимся условиям плейстоцена.

К слову, в свежем выпуске того же журнала Анатолий Деревянко развивает поднятую им тему в статье "Кто такие чагырские неандертальцы?", рассуждая о возможности их расселения в Центральной Азии и Южной Сибири.

Автор пришел к выводу "о необоснованности выделения на основе генетических исследований алтайских неандертальцев, которые, по мнению исследователей, мигрировали на эту территорию ранее 175 тысяч лет назад и проживали в Денисовой пещере попеременно с денисовцами".

"Расселение неандертальцев на Алтае началось, видимо, не ранее 60 тысяч лет назад, - сообщает ученый. - Пока стоянки с окаменелостями неандертальцев и микокской мустьероидной индустрией обнаружены в трех пещерах - Чагырской, Окладникова и Страшной. Неандертальцы этой группы, получившие название чагырских, определяют восточную границу территории расселения этого вида в Азии".