Государственный архив РФ в Telegram-канале "Документальное прошлое" опубликовал любопытную переписку времен проведения в СССР антиалкогольной кампании, одобренной Михаилом Горбачевым. Из нее следует, что последствия "сухого закона" оказались еще более непредвиденными, чем можно было предполагать.
В частности, опубликовано малоизвестное письмо председателя Мосгорисполкома Валерия Сайкина от апреля 1986 года, адресованное в Совмин СССР. Автор писал об одном из непредвиденных последствий начатой в 1985 году кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
"Сайкин пишет о возникшем в Москве дефиците углекислоты, - поясняет Государственный архив РФ. - Как видно из письма, углекислота была необходима при производстве кваса и других безалкогольных напитков, выпуск которых в рамках борьбы с пьянством был резко увеличен".
Сайкин писал, что жидкая углекислота является одним из необходимых компонентов для производства многих безалкогольных напитков, однако производилась она как побочный продукт на спиртовых заводах.
Возник своего рода замкнутый круг: спиртзаводы сократили алкогольное производство, следовательно, сократился выпуск жидкой углекислоты. Одновременно по указанию верховных властей наращивался выпуск безалкогольных напитков, то есть потребности в углекислоте возросли многократно.
В своем письме Сайкин привел конкретные цифры. Он писал, например, что Госснаб СССР выделил на 1986 год на 355 тонн углекислоты меньше, чем было выделено в 1985 году. Выделенные же объемы не учитывали реальной потребности в производстве прохладительных напитков, особенно в весенне-летний период.
"Основное количество углекислоты для города Москвы заняряжено с Тульского спиртобъединения, которое не обеспечивает поставку в связи с сокращением выработки спирта, - писал Сайкин.
Создание запасов углекислоты в зимний период ограничивается фондами на углекислотные баллоны, наличие которых в течение 5-ти лет остается на одном уровне".
Исполком Моссовета просил Совмин СССР поручить Госснабу изыскать возможность поставки углекислоты торговым организациям Москвы - в количестве 1500 тонн во втором и третьем кварталах 1986 года. А для Главного управления торговли Мосгорисполкома было запрошено 2500 штук углекислотных баллонов целевым назначением.
"Дефицит углекислоты осознавался как большая проблема времен антиалкогольной кампании, порождавшей разные рациональные предложения, - сообщает Госархив РФ. - Это можно видеть и по письму специалиста экономического ВНИИ Госагропрома Евсевича, предлагавшего централизовать выпуск CO2 и обращавшего внимание на утечки ставшего ценным газа на заводах химических удобрений".
О том, что дефицит углекислоты не исчез, свидетельствует и ответ Госагропрома СССР на письмо инженера Евсевича о необходимости использовать углекислый газ, теряющейся при производстве химических удобрений, для изготовления сжиженной углекислоты.
Датирован этот документ 16 июля 1987 года, то есть он был создан спустя более года после того, как Сайкин озвучил свою просьбу. Госагропром лишь частично согласился с Евсевичем, но признал острую проблему заметного дефицита углекислоты, использовавшейся в пищевой промышленности, а также при сварочных работах.
В ответе указывается, что в 1986 году в СССР было произведено 500 тысяч тонн углекислоты при потребности в 800 тысяч тонн, а потребность в сжиженном CO2 на 1990 год оценивалась в 1 миллион тонн.
Госагропром при этом признавал, что снижение производства спирта в ходе борьбы с пьянством создало сложности в выработке углекислоты на спиртозаводах, однако обещал принять специальные меры.
"Письмо Госапрогрома является дополнительным свидетельством возникновения неожиданных диспропорций в советском хозяйстве от масштабных мер борьбы с пьянством эпохи Перестройки", - резюмируют в архиве.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем