издается с 1879Купить журнал

В Историческом музее открылась выставка, посвященная юбилею строительства БАМа

03 июля 2024

На втором этаже Выставочного комплекса Государственного исторического музея для посетителей открылась выставка "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа", приуроченная к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали - одного из самых амбициозных инфраструктурных проектов в истории России.

Екатерина Якушева

БАМ стал тем самым великим железнодорожным руслом, принесшим жизнь в малозаселенные земли Восточной Сибири и Дальнего Востока. С 1974 по 1984 год по магистрали было заложено 47 поселков и городов. Перед строителями-железнодорожниками правительством была поставлена сложная задача: проложить транспортную магистраль в экстремальных природно-климатических условиях по неосвоенным территориям на востоке страны.

Не менее грандиозная задача стояла перед архитекторами - в кратчайшие сроки спроектировать связанную систему из множества городов и поселков протяженностью более 3 тысяч километров, при этом планировка и застройка каждого из них должны были быть уникальными. Все это сделало БАМ крупнейшим урбанистическим проектом XX века. В претворении его в жизнь участвовало более 120 архитектурных организаций со всех союзных республик. Результат их работы феноменален и является неотъемлемой частью исторического наследия советских архитектурных школ от Прибалтики до Дальнего Востока.

Огромное значение БАМа для нашей страны невозможно переоценить. И 50-летие с начала его строительства - прекрасный повод не только вспомнить его историю, но и открыть ее новые, еще неизвестные страницы. В этом преуспел Фонд развития науки и культуры "Таволга", который организовал ряд экспедиций по городам и поселкам БАМа. У историков архитектуры и архитектурного фотографа впервые появилась возможность проехать почти по всей протяженности БАМа. Результаты их исследований представлены на выставке.

Один из участников экспедиции и куратор выставки Марк Акопян на торжественном открытии не сдерживал эмоций: "Тот путь, который мы прошли от первых исследований 5-6 лет назад до сегодняшней выставки, был трудным извилистым путем, полным сомнений. Но когда мы приехали в этом году на БАМ и увидели эту архитектуру в живую - мы не могли поверить, что то, что мы до этого видели только на бумаге в архивах, реально было построено. Это колоссальное наследие уникальной, потрясающей архитектуры, которая нигде больше не встречается. Города БАМа не похожи ни между собой, ни на те города, которые строились в то время. Это нужно увидеть своими глазами.

Я долго думал о том, каким словом я бы определил БАМ. Это слово "уважение". Уважение архитекторов к пользователям этой архитектуры, уважение строителей к природе, уважение человека к человеку, человека к природе и всех друг к другу. БАМ - крупнейший проект в истории России, в котором архитекторы спроектировали среду обитания для человека размером с пол-Европы! БАМ - это утопия, воплощенная в реальность. Он не вписан в историю российской архитектуры и нам еще предстоит осмыслить этот феномен".

Фото: Екатерина Якушева

Участниками открывшейся выставки стали в том числе и региональные музеи. Среди них: Музей истории Байкало-Амурской магистрали города Тында, Каларский историко-краеведческий музей, Краеведческий музей города Зеи, Усть-Кутский исторический музей, Городской краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре, Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова, Магаданский областной краеведческий музей.

Экспозиция "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа" состоит из двух разделов. Первый посвящен периоду строительства БАМа. Здесь представлены предметы, передающие атмосферу быта строителей-первопроходцев 1970-1980-х годов: строительные молотки, куртка-штормовка члена стройотряда, черные мужские сапоги, меховые чулки для строителей БАМа, ремень, алюминиевый портсигар, рукомойник и даже мыло.

Одним из важных элементов архитектуры выставки стали так называемые бочки, воссозданные в натуральную величину. Именно в таких временных жилищах обитали строители-первопроходцы.

Второй раздел экспозиции посвящен БАМу как ансамблю уникальных архитектурных решений. В нем представлены схемы реализованных поселков, 3D-макеты вокзалов, копии проектных чертежей, архитектурная графика и фотографии построек. Только представьте! Было возведено 47 уникальных городов, не имеющих ничего общего с городами, откуда приехали комсомольцы на строительство магистрали. У БАМа нетиповая, авторская архитектура. Каждое здание было создано отдельным архитектором. Даже для строительства временных поселков, которые должны были прослужить всего несколько лет, привлекались профессиональные архитекторы. Еще несколько лет назад мало кто знал их имена. Сейчас же эксперты смогли атрибутировать больше половины вокзалов и поселков.

Еще одной особенностью при проектировании населенных пунктов БАМа стало то, что строители не пытались "перекроить" ландшафт, а деликатно вписывали постройки в окружающую среду. И это уже высший пилотаж.

Фото: Екатерина Якушева

Центром притяжения внимания посетителей выставки станет огромный фотоколлаж, созданный из ранее неизвестных мозаик и декоративных элементов. Участники экспедиции, порой просто случайно, находили их на стенах вокзалов и школ на территории БАМа.

Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии экспозиции подчеркнул, что проект БАМа по важности стоит в одном ряду с такими грандиозными свершениями в истории нашей страны, как освоение космоса и исследование мирного атома. Тем более, что эмоции, которые испытывали строители-первооткрыватели БАМа, вполне сравнимы с переживаниями космонавтов. Не даром, первый построенный поселок был назван Звездным.

Выставка "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа" открыта для всех желающих по адресу площадь Революции, д. 2/3 до 1 сентября 2024 года.